В 1987 г. ОКБ МиГ доработало пару МиГ-31
под иной состав вооружения. Самолет
получил обозначение МиГ-31Д ("изделие
07"). МиГ-31Д входил в состав авиационно-ракетного комплекса перехвата
30П6, головным разработчиком которого выступало ЦКБ "Алмаз" (ныне - НПО
"Алмаз" им. А.А. Расплетина).Ему предстояло нести одну большую
специализированную ракету, и система
управления вооружением была полностью
переделана под нее.
В 1983 г., в
соответствии с решением Военно-промышленной комиссии от 6 января того же
года, в ОКБ им. А.И. Микояна было разработано и
защищено техническое предложение по такому самолету, а 27 ноября 1984 г. вышло
необходимое для создания нового комплекса постановление ЦК КПСС и Совета
Министров СССР. Эскизный проект МиГ-31Д ("изделие 07") был разработан и защищен
у заказчика в 1985 г. В том же году была подготовлена и передана на серийный
авиазавод в Горьком (Нижнем Новгороде) техническая документация для постройки
первых самолетов данного типа.
Постройка первой опытной машины (бортовой № 071, т.е. "изделие 07", 1-я
машина) завершилась к концу 1986 г., и 17 января 1987 г. экипаж в
составе летчика-испытателя ОКБ им. А.И. Микояна Авиарда
Фастовца и штурмана-испытателя Леонида Попова поднял ее в первый полет.
Прототипы не имели РЛС (вместо нее была 200-килограммовый
массовый эквивалент), радиопрозрачный
носовой обтекатель заменили на
цельнометаллический, ниши узлов АКУ для
УР Р-33
зашили, установив центральный выдвижной
пилон для "изделия". МиГ-31Д
оснастили наплывами как на МиГ-31М
и большими треугольными плоскостями на
концах крыла ("ластами"), подобными
тем, что стояли на прототипе МиГ-25П.
"Ласты" служили для увеличения
устойчивости в полете при подвеске на
внешнем пилоне большой ракеты.
Второй прототип МиГ-31Д,
борт 072, испытывался пилотами ОКБ в Жуковском. Он впервые облетанный 28
апреля 1988 г. Анатолием Квочуром и Леонидом Поповым. Программа
испытаний продолжалась несколько лет,
но была приостановлена в начале 90-х из за
неясной ситуации с появлением новой
ракеты.
К началу 90-х гг. этап летно-конструкторских испытаний был завершен, и обе
машины были перебазированы для прохождения дальнейших испытаний на
полигон "Сары-Шаган"
на западном берегу озера Балхаш в Казахстане, где традиционно проходили
отработку все новые советские ракетные системы ПВО и ПРО.
Можно предположить,
что МиГ-31Д создавался в рамках программы
отечественных "звездных войн" для
уничтожения орбитальных станций и ИСЗ
противника. В США подобная система
разрабатывалась по программе ASAT
и включала двухступенчатую ракету на
носителе McDonnell Douglas F-15.
Истребитель, работая в качестве первой
ступени, "выскакивал" на
динамический потолок и запускал ракету.
По информации зам.генерального
конструктора ОКБ им. Микояна А.Белосвета,
оно с 1997 г. начало разработку системы
выведения на околоземные орбиты
космических ЛА с помощью
переоборудованного перехватчика МиГ-31.
В основу будет положен опыт, накопленный
ОКБ в результате экспериментов по
созданию противоспутникового
истребителя МиГ-31Д. Коммерческая ракета-носитель
РН-С грузоподъёмностью 40-200 кг будет
запускаться с летающей пусковой
установки - истребителя МиГ-31Д, летящего
на высоте порядка 17000 м со скоростью 3000
км/ч. Она должна разрабатываться ОКБ "Вымпел",
специализирующимся на создании УР
класса "воздух-воздух". Первый
опытный запуск этой РН ожидается в 1999-2000
гг.
В настоящее время машины 071 и
072 находятся в Казахстане. МиГ-31 также служит носителем
гиперзвуковой летающей лаборатории ВЛЛ-АС.