Уголок неба ¦ PZL-130 Turbo Orlik

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная современная авиация разные
   PZL-130 Turbo Orlik
       
Разработчик: PZL
Страна: Польша
Первый полет: 1983
Тип: Учебно-тренировочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Самолет первоначального обучения PZL-130 Orlik разрабатывался с осени 1983 года как часть комплекса, в который также входили тренажер и электронная система диагностики. PZL 130 - цельнометаллический низкоплан с убирающимся шасси с носовой опорой и звездообразным мотором М-14ПМ мощностью 330 л. с. с воздушным винтом постоянного числа оборотов. Самолет предназначался для обучения военных и гражданских летчиков, в том числе высшему пилотажу, воздушной стрельбе, нанесению ударов по наземным целям и разведке.

Сборка трех летных прототипов началась в 1982 году. Первый полет выполнен 12 октября 1983 года. Вслед за первым прототипом в воздух вскоре поднялся второй, но третий прототип выполнил первый полет лишь в январе 1985 года из-за задержек с поставкой мотора М-14ПМ из СССР (первые две предсерийные машины поднялись в воздух в феврале 1988 года). К этому времени PZL вела поиск альтернативного двигателя, как вариант изучалась возможность установки менее мощного PZL Kalisz K8-AA. Этот недостаточно мощный мотор установили на второй предсерийный самолет, выполнивший первый полет в марте 1988 года. Испытания проводились еще два года, но в 1990 году от дальнейших работ по Orlik с поршневым мотором отказались.

В 1984 году компания PZL начала работать над турбовинтовым вариантом Orlik. Третий планер переделали под установку ТВД PT6A-25A. Первый полет эта машина выполнила 13 июля 1986 года, в январе 1987 года самолет разбился. Седьмой Orlik поднялся в воздух с ТВД Walter M601E мощностью 750 л. с. За ним последовало еще четыре Turbo-Orlik с двигателями M601E и PT6A, получившие соответственно обозначения PZL 130TM и PZL 130T.

Для ВВС Польши были заказаны 48 серийных PZL 130TB, затем заказ сократили до 32 машин, но в 2010 году на вооружении состояло 38 самолетов. Данный вариант создан на базе PZL 130TM и оснащен двигателем M601T - это специализированный пилотажный самолет с крылом увеличенного размаха, с двухщелевыми закрылками и большим установочным углом атаки, а также килем измененной конструкции. Кабина выполнена по типу кабины самолета Су-22, фонарь - измененной формы. Выкатка прототипа состоялась в мае 1991 года, первый полет -18 сентября того же года. На PZL 130TM установлены авионика восточно-европейского производства и катапультное кресло LFK-K1 класса "ноль-ноль", под крылом смонтированы шесть узлов подвески.

На экспорт предлагалось несколько схожих модификаций с авионикой и двигателями западного производства. Наибольшим потенциалом обладал PZL 130TC с двигателем PT6A-62 мощностью 950 л.с. P.Z.L.130TC-1 является улучшенным вариантом P.Z.L. 130TB с катапультным креслом Martin-Baker Mk 11B, стандартным для всех самолетов ВВС Польши.

В сентябре 2010 года завершилась разработка версии P.Z.L.130TC-2 самолета Orlik, которая получила более мощный двигатель Pratt & Whitney PT6-25C, новые крылья и авионику производства Garmin. В результате улучшений TC-2 стал осуществлять полеты на скорости в 246 узлов (456 километров в час), его маневренность увеличилась на 40 процентов по сравнению с базовым PZL-130. Потребление топлива улучшенного самолета снизилось на 20 процентов. Кроме того, срок службы P.Z.L.130TC-2 увеличился до 10-12 тысяч летных часов. В настоящее (2010 год) время ВВС Польши осуществляют полеты на 28 самолетах Orlik. В настоящее время Airbus Military Polska по контракту с министерством обороны Польши занимается модернизацией 16 Orlik.

Так же существует версия смолета P.Z.L. 130TC-3 с обновленым бортовым электронным оборудованием и ИЛС.







 ЛТХ:
Модификация   PZL-130ТВ
Размах крыла, м   9.00
Длина самолета,м   9.00
Высота самолета,м   3.53
Площадь крыла,м2   13.00
Масса, кг  
  пустого самолета   1600
  нормальная взлетная   2000
  максимальная взлетная   2700
Внутренне топливо, л   540
ПТБ   2 х 340
Тип двигателя   1 ТВД Motorlet (Walter) M 601E
Мощность, кВт   1 х 559
Максимальная скорость, км/ч   501
Крейсерская скорость, км/ч   454
Дальность действия, км   970
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   2
Вооружение:   Боевая нагрузка - 800 кг на 6 узлах подвески
 100 кг бомбы,  ПУ УВ-8-57 8х55-мм или УВ-4-80 4х80-мм,
 контейнер Zeus c 2 7.62-мм пулеметами.


 Доп. информация :


  Чертеж "PZL-130 Orlik"
  Фотографии:

 Первый прототип PZL-130
 Четвертый прототип PZL-130
 Пятый прототип PZL-130
 PZL-130TM   (c) Michal Petrykowski
 PZL-130TB    (c) Fred Willemsen
 PZL-130TC-1  (c) Sandor Vamosi
 PZL-130TC-2  (c) Grzesiek Krupa
 Кабина пилота PZL-130TC-1   (c) Krzysztof Puziak

  Схемы:

 PZL-130TB

  Варианты окраски:

 Первый прототип PZL-130    (c) Julian Malejko
 PZL-130TM    (c) Julian Malejko
 PZL-130TC-1    (c) Julian Malejko

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация.  EADS PZL (P.Z.L. Warszawa-Okecie) PZL 130 Orlik
PZL Okecie. PZL-130 "Orlik" TC 1
TBiU. Tadeusz Krolikiewicz. Samolot szkolno-treningowy PZL-130 Orlik PZL-130 Orlik
Lotnictwo. Monografia PZL-130 Orlik


Уголок неба. 2012 



 

  Реклама: