Самолет первоначального обучения PZL-130 Orlik разрабатывался с осени 1983 года
как часть комплекса, в который также входили тренажер и электронная система
диагностики. PZL 130 - цельнометаллический низкоплан с убирающимся шасси с
носовой опорой и звездообразным мотором М-14ПМ мощностью 330 л. с. с воздушным
винтом постоянного числа оборотов. Самолет предназначался для обучения военных и
гражданских летчиков, в том числе высшему пилотажу, воздушной стрельбе,
нанесению ударов по наземным целям и разведке.
Сборка трех летных прототипов началась в 1982 году. Первый полет выполнен 12
октября 1983 года. Вслед за первым прототипом в воздух вскоре поднялся второй,
но третий прототип выполнил первый полет лишь в январе 1985 года из-за задержек
с поставкой мотора М-14ПМ из СССР (первые две предсерийные машины поднялись в
воздух в феврале 1988 года). К этому времени PZL вела поиск альтернативного
двигателя, как вариант изучалась возможность установки менее мощного PZL Kalisz
K8-AA. Этот недостаточно мощный мотор установили на второй предсерийный самолет,
выполнивший первый полет в марте 1988 года. Испытания проводились еще два года,
но в 1990 году от дальнейших работ по Orlik с поршневым мотором отказались.
В 1984 году компания PZL начала работать над турбовинтовым вариантом Orlik.
Третий планер переделали под установку ТВД PT6A-25A. Первый полет эта машина
выполнила 13 июля 1986 года, в январе 1987 года самолет разбился. Седьмой Orlik
поднялся в воздух с ТВД Walter M601E мощностью 750 л. с. За ним последовало еще
четыре Turbo-Orlik с двигателями M601E и PT6A, получившие соответственно
обозначения PZL 130TM и PZL 130T.
Для ВВС Польши были заказаны 48 серийных PZL 130TB, затем заказ сократили до 32
машин, но в 2010 году на вооружении состояло 38 самолетов. Данный вариант создан
на базе PZL 130TM и оснащен двигателем M601T - это специализированный пилотажный
самолет с крылом увеличенного размаха, с двухщелевыми закрылками и большим
установочным углом атаки, а также килем измененной конструкции. Кабина выполнена
по типу кабины самолета Су-22, фонарь - измененной формы. Выкатка прототипа
состоялась в мае 1991 года, первый полет -18 сентября того же года. На PZL 130TM
установлены авионика восточно-европейского производства и катапультное кресло
LFK-K1 класса "ноль-ноль", под крылом смонтированы шесть узлов подвески.
На экспорт предлагалось несколько схожих модификаций с авионикой и двигателями
западного производства. Наибольшим потенциалом обладал PZL 130TC с двигателем
PT6A-62 мощностью 950 л.с. P.Z.L.130TC-1 является улучшенным вариантом P.Z.L.
130TB с катапультным креслом Martin-Baker Mk 11B, стандартным для всех самолетов
ВВС Польши.
В сентябре 2010 года завершилась разработка версии P.Z.L.130TC-2 самолета Orlik,
которая получила более мощный двигатель Pratt & Whitney PT6-25C, новые крылья и
авионику производства Garmin. В результате улучшений TC-2 стал осуществлять
полеты на скорости в 246 узлов (456 километров в час), его маневренность
увеличилась на 40 процентов по сравнению с базовым PZL-130. Потребление топлива
улучшенного самолета снизилось на 20 процентов. Кроме того, срок службы
P.Z.L.130TC-2 увеличился до 10-12 тысяч летных часов. В настоящее (2010
год) время ВВС Польши осуществляют полеты на 28 самолетах
Orlik. В настоящее время Airbus Military Polska по контракту с министерством
обороны Польши занимается модернизацией 16 Orlik.
Так же существует версия смолета P.Z.L. 130TC-3
с обновленым бортовым электронным оборудованием
и ИЛС.