После появления в конце Второй мировой войны первых реактивных самолетов, понадобились и учебные машины с ТРД. Как правило, конструкторы поступали просто - на базе реактивных истребителей разрабатывали двухместный вариант. Но для первоначального обучения идеально подходил небольшой и дешевый самолет с маленьким расходом топлива. Один из первых реактивных "малышей"
был построен во Франции сразу после войны.
Авиационная фирма SIPA (Societe Industrielle Pour l'Aeronautique) приступила к работе над проектом S.200 в начале 1951-го. На выбор компоновки, видимо, повлиял английский Де-Хевиленд "Вампир", летавший с
1943-го, и французские конструкторы для своего цельнометаллического самолета выбрали такую же двухбалочную схему с коротким фюзеляжем. При такой компоновке небольшой ТРД Турбомека "Палас" с тягой
всего 150 кгc ставился в задней части фюзеляжа. Соответственно отпадала необходимость в длинных воздуховодах, снижавших тягу.
Каплевидная кабина выполнялась двухместной с откидным вперед остеклением. Инструктор и курсант сидели рядом и каждый имел свою ручку управления. Крыло с небольшой
стреловидностью по передней кромке оснащалось закрылками. Нерегулируемые воздухозаборники находились в корневой части центроплана. К крылу крепились две балки овального сечения, заканчивающиеся
килями и соединенные стабилизатором с рулем высоты. Трехопорное шасси с носовой стойкой убиралось в фюзеляж, а под двигателем имелось дополнительное неубираемое колесико, защищавшее выступающее
сопло на взлете и посадке.
Получив, кроме индекса S.200, еще и имя "Миниджет", первый прототип впервые взлетел в январе 1952-го с аэродрома Виллакобли под управлением Роджера Ланэ. Еще до
этого события реактивного "малыша" продемонстрировали в июне 1951-го на авиасалоне в Ле Бурже (естественно, только на стоянке). Маленький самолетик (с взлетным весом 707 кг) летал довольно
уверенно, показав максимальную скорость 430 км/ч.
Во время испытаний в конструкцию внесли ряд изменений. Кабина получила новый фонарь с откидывающимися вбок и вверх застекленными дверцами. Хвостовые балки усилили,
кили выполнили чуть другой формы, а вместо колесика под двигателем установили металлическую лыжу.
Руководство фирмы SIPA надеялось заинтересовать своим S.200 различных покупателей. "Миниджет" мог использоваться, как учебный или связной самолет, или же в качестве
экзотического транспортного средства для авиатуристов. Однако ни военные, ни гражданские заказчики особого интереса к необычному самолету не проявили.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
S.200 |
Размах крыла, м |
7.20 |
Длина самолета,м |
5.12 |
Высота самолета,м |
1.78 |
Площадь крыла,м2 |
8.80 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
368 |
максимальная взлетная |
707 |
Тип двигателя |
1 ТРД Turbomeca Palas |
Тяга, кгс |
1 х 150 |
Максимальная скорость, км/ч |
210 |
Практическая дальность, км |
550 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
345 |
Практический потолок, м |
8000 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2017
|