Вначале 1980-х годах не только в Бразилии озаботились вопросом, как не снижая
качества обучения военных пилотов снизить его себестоимость. Совершенно
аналогичные проблемы имела и Великобритания, где затраты на учебные полеты
реактивного тренера Jet Provost никак не вписывалась в бюджет, отчего ему срочно
нужна была адекватная замена. В 1985 году министерство обороны провело конкурс.
Среди соискателей выступили швейцарский Pilatus РС-9, британский Hunting
Firecracker и наш герой - Embraer Т-27 Tucano. Выбор, британских военных пал на
бразильский Tucano по совокупности его летных качеств и относительной малой
затратности в производстве и эксплуатации. Для примера, вполне достойный
конкурент РС-9 оказался все же на 20% дороже в производстве. Подрядчиком со
стороны Великобритании стала фирма Shorts Brothers из Белфаста, там должны были
собрать всю партию новых машин.
К новому самолету предъявлялись следующие требования: пилотажно-навигационное
оборудование должно было быть максимально приближено к уровню следующей ступени
обучения - реактивному Bae Hawk. Машина должна была иметь возможность выполнять
полеты днем и ночью в разных погодных условиях, иметь противообледенительную
систему, сохранять устойчивость в том числе и на низких скоростях полета,
обладать скороподъемностью не ниже 1200 м в минуту у земли и способность
выполнять весь комплекс фигур высшего пилотажа в диапазоне перегрузок от +7 до -
3.6 G, что предъявляло повышенные требования к прочности планера. Фонарь кабины
должен был соответствовать требованиям "bird-strike", то есть выдерживать удар
птицы среднего размера. В целом все эти требования выполнить удалось, хотя это
потребовало целого ряда переделок и создало несколько технических проблем,
которые пришлось совместно решать конструкторам Embraer и Shorts. От
бразильского Т-27 его британский собрат отличался, в первую очередь, более
мощным двигателем Garrett ТРЕ331-12В мощностью 1100 л.с.. Была усилена
конструкция фюзеляжа, внедрены новые консоли крыла, установлен воздушный тормоз,
оборудование кабины было насколько возможно унифицировано со штурмовиком Hawk,
использовалась другая кислородная система и новый фонарь кабины. Чисто внешне у
британской версии самолета оказалась другая форма двигательного отсека, иное
расположение и форма выхлопных патрубков, четырехлопастный воздушный винт и
остекление кабины с переплетом в средней части.
Первый полет плод совместного с Shorts Brothers творчества совершил в Бразилии
14 февраля 1986 года. Однако вписать сразу и полностью в бразильскую концепцию
британские стандарты и требования не удалось, поэтому доработки и переделки
затянули процесс принятия самолета на вооружение до сентября 1988 года. И
результат стоил того: Short S.312 Tucano получился экономичным -эксплуатация нового
"тренера" Королевских ВВС оказалась на 70% дешевле предшественника, одной
заправки вполне хватало на два полноценных учебных вылета. Кроме того,
британский Tucano получился мощней и маневреннее своего бразильского собрата.
Итоговые характеристики получились следующими. Максимальная скорость выросла до
520 км/час, крейсерская - 407 км/час. Самолет имеет широкий диапазон скоростей
от 128 км/час до максимальной, сложный пилотаж можно выполнять в пределах
167-370 км/час. Скороподъемность 17,8 м/за секунду. Дальность полета 1665 км.
Потолок 10363 метров.
0 летных качествах нового самолета начальник одного из центрова подготовки
пилотов королевских ВВС отозвался так: Short Tucano сделает учебу еще и
веселой! А по отзывам тест-пилота компании Shorts Brothers Аллана Дикона самолет
очень хорошо сбалансирован и чутко реагирует на любое отклонение рулей или как
говорят пилоты "висит на ручке"!
По сути, на базе бразильского самолета появилась новая машина, очень похожая на
предшественника, но обладающая рядом своих только ей присущих черт. Полностью
весь заказ на Tucano авиастроители из Белфаста выполнили к 1993 году. Всего в Shorts Brothers построили 130 машин для своих ВВС под обозначением Tucano T.Mk.I.
Еще 13 самолетов изготовили для Кении -это Tucano Mk.51, и 16 штук произвели по
заказу Кувейта - Tucano Mk.52.
Самолеты для двух последних клиентов поставлялись в учебно-боевом варианте. Они
могут нести неуправляемые ракеты, бомбы весом до 250 кг, тяжелые пулеметные
контейнеры FNNH. Британские Tucano поступили в тренировочное подразделение ВВС в Линтоне (Северный Йоркшир), в 72 и 207 резервные эскадрильи RAF и в 76
аэронавигационную. Стандартный учебный курс на Tucano T.Mk.1. cоставляет 130
учебных часов. Курсанты отрабатывают на них основные навыки пилотирования,
высший пилотаж, полеты в плохих погодных условиях, практикуют полеты на малых и
сверхмалых высотах в условиях горно-холмистой местности (это происходит в Уэльсе
или в Шотландии), выполняют ночные полеты. Кроме того, с 2012 года ввели
тренировочный курс непосредственной авиационной поддержки наземных войск. Сейчас
самолеты этого типа частично снимают с вооружения, активно эксплуатируются
только 52 машины. В связи с тем, что Королевские ВВС пока не определились с
выбором преемника, срок службы этих Tucano решено продлить минимум до 2016 года.
Компания Marshall Aerospace предложила обновить авионику остающихся в строю
машин, заменив обычные приборы ЖК дисплеями, увеличить на 10% мощность
двигательной установки и усилить планер. Возможно, на смену заслуженному
ветерану скоро придет швейцарский Pilatus РС-21 или американский Beechcraft
Т-6В.
Модификации
: |
|
|
Tucano T.Mk.1 |
первая серийная модификация. |
Tucano T.Mk.51 |
вариант для Кенийских ВВС с
возможностью обучения применения вооружения с
12.7-мм пулеметов, легкими бомбами, 70-мм НУР. |
Tucano T.Mk.52 |
модификация Tucano T.Mk.51 для ВВС
Кувейта. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Tucano T.Mk.1 |
Размах крыла, м |
11.28 |
Длина самолета,м |
9.86 |
Высота самолета,м |
3.40 |
Площадь крыла,м2 |
19.33 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2210 |
нормальная взлетная |
2700 |
максимальная взлетная |
2935 |
Внутренне топливо, кг |
545 |
ПТБ, л |
2 х 323 |
Тип двигателя |
1 ТВД Garrett TPE331-12B |
Мощность, кВт |
1 х 820 |
Максимальная скорость, км/ч |
611 |
Крейсерская скорость, км/ч |
513 |
Практическая дальность, км |
3317 |
Дальность действия, км |
1767 |
Продолжительность полета, ч.мин |
5.12 |
Практический потолок, м |
10365 |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
6.5 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|