Поскольку быстрое улучшение отношений с Востоком открыло
новые возможности по приобретению самолетов с более высокими
характеристиками, завод "Икарус" предложил армии "миролюбивые" варианты "Шершеня":
учебный двухместный, тренировочный одноместный и разведчик.
Первый югославский реактивный двухместный учебно-тренировочный самолет Ш-451ММ "Матица"
(б/н 20001) выполнил первый полет 5 июня 1957 г. (пилотировал снова Водопивец).
От "Стршљена" учебная машина отличалась отсутствием стрелкового вооружения и
двухместной кабиной с расположением членов экипажа тандемом.
Небольшое количество реактивных разведчиков и отказ американцев в поставке
RF-84F Thu nderflash послужили поводом для начала разработки модификации И-451
ММ (И - извићач, разведчик). За основу взяли "Матицу", установив вместо кресла
второго члена экипажа капсулу с аэрофотосъемочной техникой (АФА К-17Б и К-22).
Аналогичным образом установленные капсулы с дополнительным топливным баком или
электронным оборудованием позволяли бы выполнять бомбардировочные задания. Такой
подход к проектированию самолета позволял снизить эксплуатационные расходы и
повышал степень универсализации эскадрилий, назначение самолетов которых можно
было бы менять в зависимости от выполняемых задач (тренажи и обучение, разведка,
бомбометание).
На "Матице" 19 мая 1960 г., летчик ВОЦ капитан Любомир Зекавица (в "роли"
летчика Академического аэроклуба Белграда) установил мировой рекорд скорости
полета в категории "С-Id" (самолеты массой от 1750 до 3000 кг) - 750,34 км/ч.
Рекорд был установлен над Белградом на базе 15-25 км. Летчик Зекавица
аналогичную скорость развивал и ранее, в ходе обычных полетов, но 19 мая было
выполнено прецизионное измерение параметров полета в соответствии с требованиями
Международной авиационной организации (FAI). Рекорд, однако, продержался недолго
и был побит уже в следующем году: 22 сентября 1961 г. летчики В. П. Смирнов и Н.
И. Самоходин на Як-30 установили новый рекорд - 767,308 км/ч.
Когда НАТО в 1999 г. напало на Югославию, "Матица" находилась в Музее авиации
Югославии на аэродроме Сурчин (ныне аэропорт "Никола Тесла"). Поскольку авиация
НАТО приступила к нанесению ударов и по гражданским объектам, руководство музея
предположило, что музей включен в список целей. На территории музея находилось
(и находится) множество самолетов, снятых с вооружения согласно договору о
сокращении вооружений. Для сохранения памяти славной истории югославской авиации
отобрали 12 наиболее важных самолетов (включая и "Матицу"), которые могли бы
составить ядро будущей экспозиции на случай уничтожения НАТО Музея авиации.
Самолеты перевезли в бывший ангар королевского 6-го полка, который находился на
старом белградском аэродроме в Земуне. К счастью, музей благополучно пережил
войну, возможно, благодаря хранившимся в нем раритетам мирового значения,
некоторые из которых были построены в странах НАТО. "Матицу" вернули в музей по
окончании войны, но вопросы реставрации и консервации самолета не решены до сих
пор.
Самолет Ш-451ММ "Матица" обладал неоспоримыми достоинствами, но так и не занял
своего места в авиации Югославии. Бешлин предложил модернизированную "Матицу" с
двигателями, перенесенными ближе к фюзеляжу, но армия доверила разработку
первого серийного реактивного самолета Авиационно-техническому институту.
Результатом начатых в 1956 г. работ стал однодвигательный Галеб Г-2 (военное
обозначение Н-60), выполнивший первый полет 3 июля 1961 г. В качестве силовой
установки выбрали британский двигатель "Вайпер" Мк22-6 фирмы "Роллс-Ройс";
двигателями этой фирмы оснащались все последующие югославские реактивные
самолеты.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
S.451MM |
Размах крыла, м |
7.92 |
Длина самолета, м |
7.77 |
Высота самолета, м |
1.90 |
Площадь крыла,м2 |
10.50 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1716 |
максимальная взлетная |
2478 |
Тип двигателя |
2 ТРД
Turbomeca Marbore II |
Тяга, кН |
2 х 3.92 |
Максимальная скорость, км/ч |
750 |
Крейсерская скорость, км/ч |
650 |
Практическая дальность, км |
620 |
Практический потолок, м |
9200 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2015
|