В начале 90-х фирма «Техноавиа» получила предложение от Федеральной Пограничной Службы России рассмотреть варианты поставки самолетов: СМ-92, предназначенного для выполнения поисково-спасательных, санитарных
операций и связи и СМ-92П, оснащенного комплексом легкого вооружения для проведения патрульных операций и разведки. Патрульный самолёт для федеральной пограничной службы
России СМ-92П был разработан в АО
"Техноавиа" под руководством В.П.Кондратьева на базе многоцелевого
самолёта СМ-92 "Финист". Серийно выпускается на Смоленском авиазаводе с 1993 года
Самолёт построен по схеме подкосного высокоплана. У него прямое
однолонжеронное крыло большого удлинения. На задней кромке установлены
элероны типа "Фрайз" с триммерами и однощелевые односекционные закрылки.
Носок крыла представляет собой кессон-бак на 180 л бензина. Фюзеляж типа
полумонококк. Салон самолёта отапливается забортным воздухом, нагреваемым
выхлопными газами. С обеих сторон фюзеляжа расположены две двери,
оборудованные механизмом аварийного сброса. Шасси трёхопорное, с задней
стойкой. Предусмотрена установка поплавкового и лыжного шасси. Силовая
установка состоит из поршневого 9-цилиндрового звездообразного двигателя
воздушного охлаждения М-14П.
Предусмотрена установка на правой консоли крыла поисковой РЛС.
Если говорить о вооруженном варианте СМ-92, то следует заметить сразу, что это не стратегический бомбардировщик и не штурмовик Су-25, а патрульно-полицейский самолет. Вооружение носит исключительно
защитный характер (хотя на самом деле четырнадцать НУРСов могут взломать и хорошее бетонное укрытие, а три 7,62-мм пулемета наверняка помогут разметать небольшие бандформирования или любителей маковой
соломки). Самолет не планировался как ударный штурмовик, скажем так - наличие неплохого вооружения на борту позволит экипажу комфортно чувствовать себя во время выполнения разведывательных и
патрульных операций.
СМ-92 с вооружением впервые продемонстрировали летом 1995 г. на международном авиасалоне «Мосаэрошоу-95». На самолете были установлены два блока неуправляемых ракет по 7 штук каждый, два
неподвижных пулемета калибра 7,62 мм с дистанционным управлением огнем и один ручной 7,62-мм пулемет установлен на турели в проеме грузовой двери. Блоки НУРС и неподвижные пулеметы размещались на
боковых пилонах, боезапасы пулеметов располагались в лобовой части пилонов, являющейся одновременно и обтекателем. Боезапас турельного пулемета располагался в стандартной патронной коробке,
закрепленной на полу кабины. Турель имеет ограничители перемещений пулемета для предотвращения попадания в элементы конструкции самолета. Стрелок производит стрельбу «с колена» и экипирован
специальной привязной системой и самолетным переговорным устройством. Стрельба из неподвижных пулеметов и блоков НУРС производится летчиком, наведение на цель - самолетом, при помощи коллиматорного
прицела. В состав экипажа, помимо летчика и стрелка, входит штурман, который может выполнять функции второго пилота.
Под фюзеляжем самолета установлены два универсальных балочных держателя, способные нести по 100-кг бомбе каждый или контейнеры со специальным поисково-спасательным оборудованием.
Для обеспечения контроля Государственной границы предполагается создание при каждом погранотряде авиаотряда из 4 самолётов. Первый заказ ФПС составил 16 самолётов.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
СМ-92П |
Размах крыла, м |
14.60 |
Длина самолета,м |
9.13 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
20.4 |
Масса, кг |
|
пустого, снаряженного |
1500 |
нормальная взлетная |
2200 |
максимальная взлетная |
2350 |
Внутреннее топливо, л |
380 |
Тип двигателя |
1 ПД М-14П |
Мощность, л.с. |
1 х 360 |
Максимальная скорость, км/ч |
280 |
Крейсерская скорость, км/ч |
220 |
Практическая дальность, км |
1300 |
Дальность действия, км |
1000 |
Продолжительность патрулирования, ч |
7.5 |
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
3 |
Вооружение: |
на 6 узлах подвески могут быть установлены- до 2 блоков НАР Б-8В7, свободнопадающие авиабомбы, пулеметы ПКТ. 1 пулемет может устанавливаться на вертлюге в двери левого борта фюзеляжа. |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2019
|