Уголок неба ¦ САТ СР-10

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная современная авиация разные
   СР-10
       
Разработчик: САТ
Страна: Россия
Первый полет: 2015
Тип: Учебно-тренировочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Самолёт СР-10 разработан КБ "Современные авиационные технологии" (г. Москва). Конструктор - Кибец Дмитрий Архипович. Самолет, предназначен для обучения и участия в соревнованиях по самолетному спорту. Он будет способен выполнять все фигуры высшего пилотажа с максимальной перегрузкой от +10 до -8. Аэродинамическая компоновка самолета позволяет выполнять фигуры с использованием элементов сверхманевренности, которые характерны для истребителей поколения 4, 4+.

Двухместная кабина самолета, скомпонованная по схеме тандем, оснащена катапультными креслами класса "0 - 0", что позволяет обеспечить безопасность экипажа во всем диапазоне высот и скоростей пилотирования. Благодаря широкому применению в конструкции планера современных композиционных материалов удалось значительно снизить вес планера и повысить ресурс. СР-10 означает "самолет реактивный (со стреловидностью крыла) минус 10 градусов".

СР-10 - первый современный российский самолет, выполненный только из отечественных комплектующих с производственной площадкой в Дагестане. Российские ВКС впервые в истории могут принять на вооружение самолет, разработанный частным конструкторским бюро (КБ) без привлечения бюджетных средств, к тому же собранный только из отечественных комплектующих на заводе ОАО "Авиаагрегат" в Дагестане.

Изначально СР-10 задумывался как учебно-тренировочный самолет, который должен был заполнить нишу основной летной подготовки военной авиации ВС РФ. Существующая система подготовки летного состава основана на использовании фактически одного типа учебно-тренировочного ЛА (Л-39), а также применении в учебном процессе боевой авиационной техники (МиГ-29, Су-25). По сути, она является физически и морально устаревшей и не соответствует современным требованиям. Кроме того, данная система подготовки является не рациональной по критерию "эффективность/стоимость".

Одним из условий реализации проектов создания перспективных учебно-тренировочных комплексов в новых экономических условиях является их рентабельность, которая обеспечивается, прежде всего, объемом серийного производства соответствующих УТС. Увеличение объемов серийного производства УТС может быть достигнуто, с одной стороны, за счет расширения рынков сбыта, прежде всего, иностранных, что обеспечивается учетом их требований, с другой – созданием модификаций соответствующего УТС другого назначения, прежде всего, спортивно-пилотажных. Последнее является актуальным для УТС первоначальной и основной подготовки. Поэтому проект создания самолета СР-10 предусматривает разработку его в двух основных модификациях – учебно-тренировочной и спортивно-пилотажной.

Конструкторы надеются, что их машиной военные все же заинтересуются как переходным типом между Як-152 и реактивным Як-130. Ведь "сто тридцатый" – это для своего класса довольно крупная и сложная двухдвигательная машина и переход на нее широкой массы курсантов может вызвать определенные затруднения. Так же СР-10 может привлечь внимание спортсменов. Еще в советское время была попытка превратить в "пилотажник" учебный вариант Су-25, но спортивному Су-28 "не повезло со временем рождения на свет". Руководство КБ САТ рассчитывает запустить серийное производство СР-10 на авиационном заводе в Махачкале (Дагестан), где ранее выпускались отдельные агрегаты для беспилотников, ракет и различных самолетов. Освоение СР-10 в серии позволит и КБ развиваться дальше, и откроет новые горизонты перед этим предприятием.

В полномасштабном варианте СР-10 должен был иметь полный комплект пилотажно-навигационного оборудования современного военного учебно-тренировочного самолета  и один современный российский турбореактивный двухконтурный двигатель АЛ-55, а в его конструкции будут широко применены композиционные материалы. Но первый опытный образец машины служит лишь для оценки устойчивости и управляемости, испытаний управления, шасси и других систем. Он оснащен временно устаревшим ТРДД АИ-25ТЛ, который в советское время производился в Запорожье для чешского УТС Л-39.

Первый полет 25 декабря 2015 года на самолете СР-10 выполнили летчик-испытатель Ю.М. Кабанов и летчик М. Миронов с принадлежащего аэроклубу "Альбатрос" аэродрома Орешково (посёлок Воротынск Калужской области).





 ЛТХ:
Модификация   СР-10
Размах крыла, м   8.40
Длина самолета,м   9.59
Высота самолета,м  
Площадь крыла,м2  
Масса, кг  
  пустого самолета  
  нормальная взлетная   2400
  максимальная взлетная   2700
Тип двигателя   1 ТРДД АИ-25ТЛ
Тяга, кгс   1 х 360
Максимальная скорость, км/ч   900
Крейсерская скорость, км/ч   520
Практическая дальность, км   1500
Максимальная скороподъемность, м/мин   3600
Практический потолок, м   6000
Макс. эксплуатационная нагрузка   10
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 СР-10 на выставке МАКС (c) kiba
 Первый полет СР-10
 СР-10    (c) Игорь Колоколов
 СР-10    (c) Игорь Колоколов
 СР-10    (c) Дарья Колганова
 СР-10    (c) Сергей Копцев
 Кабина пилота СР-10

  Варианты окраски:

 СР-10

 



 

Список источников:

Kb-sat.ru. Спортивно пилотажный реактивный самолет СР-10
Rusarmy.com. СР-10 - двухместный учебно-тренировочный самолёт для подготовки лётчиков
Aex.ru. Андрей Манжелий. СР-10 - инициатива не наказуема
Russianplanes.net. САТ СР-10


Уголок неба. 2016 



 

  Реклама: