Самолёт СР-10 разработан КБ "Современные авиационные технологии" (г. Москва).
Конструктор - Кибец Дмитрий Архипович. Самолет, предназначен для обучения и
участия в соревнованиях по самолетному спорту. Он будет способен выполнять все
фигуры высшего пилотажа с максимальной перегрузкой от +10 до -8.
Аэродинамическая компоновка самолета позволяет выполнять фигуры с использованием
элементов сверхманевренности, которые характерны для истребителей поколения 4,
4+.
Двухместная кабина самолета, скомпонованная по схеме тандем, оснащена
катапультными креслами класса "0 - 0", что позволяет обеспечить безопасность
экипажа во всем диапазоне высот и скоростей пилотирования. Благодаря широкому
применению в конструкции планера современных композиционных материалов удалось
значительно снизить вес планера и повысить ресурс. СР-10 означает "самолет
реактивный (со стреловидностью крыла) минус 10 градусов".
СР-10 - первый современный российский самолет, выполненный только из
отечественных комплектующих с производственной площадкой в Дагестане. Российские
ВКС впервые в истории могут принять на вооружение самолет, разработанный частным
конструкторским бюро (КБ) без привлечения бюджетных средств, к тому же собранный
только из отечественных комплектующих на заводе ОАО "Авиаагрегат" в Дагестане.
Изначально СР-10 задумывался как учебно-тренировочный самолет, который должен
был заполнить нишу основной летной подготовки военной авиации ВС РФ.
Существующая система подготовки летного состава основана на использовании
фактически одного типа учебно-тренировочного ЛА (Л-39), а также применении в
учебном процессе боевой авиационной техники (МиГ-29, Су-25). По сути, она
является физически и морально устаревшей и не соответствует современным
требованиям. Кроме того, данная система подготовки является не рациональной по
критерию "эффективность/стоимость".
Одним из условий реализации проектов создания перспективных учебно-тренировочных
комплексов в новых экономических условиях является их рентабельность, которая
обеспечивается, прежде всего, объемом серийного производства соответствующих УТС.
Увеличение объемов серийного производства УТС может быть достигнуто, с одной
стороны, за счет расширения рынков сбыта, прежде всего, иностранных, что
обеспечивается учетом их требований, с другой – созданием модификаций
соответствующего УТС другого назначения, прежде всего, спортивно-пилотажных.
Последнее является актуальным для УТС первоначальной и основной подготовки.
Поэтому проект создания самолета СР-10 предусматривает разработку его в двух
основных модификациях – учебно-тренировочной и спортивно-пилотажной.
Конструкторы надеются, что их машиной военные все же заинтересуются как
переходным типом между Як-152 и реактивным Як-130. Ведь "сто тридцатый" – это
для своего класса довольно крупная и сложная двухдвигательная машина и переход
на нее широкой массы курсантов может вызвать определенные затруднения. Так же
СР-10 может привлечь внимание спортсменов. Еще в советское время была попытка
превратить в "пилотажник" учебный вариант Су-25, но спортивному Су-28 "не
повезло со временем рождения на свет". Руководство КБ САТ рассчитывает запустить
серийное производство СР-10 на авиационном заводе в Махачкале (Дагестан), где
ранее выпускались отдельные агрегаты для беспилотников, ракет и различных
самолетов. Освоение СР-10 в серии позволит и КБ развиваться дальше, и откроет
новые горизонты перед этим предприятием.
В полномасштабном варианте СР-10 должен был иметь полный комплект
пилотажно-навигационного оборудования современного военного
учебно-тренировочного самолета и один современный российский
турбореактивный двухконтурный двигатель АЛ-55, а в его конструкции будут широко
применены композиционные материалы. Но первый опытный образец машины служит лишь
для оценки устойчивости и управляемости, испытаний управления, шасси и других
систем. Он оснащен временно устаревшим ТРДД АИ-25ТЛ, который в советское время
производился в Запорожье для чешского УТС Л-39.
Первый полет 25 декабря 2015 года на самолете СР-10 выполнили летчик-испытатель
Ю.М. Кабанов и летчик М. Миронов с принадлежащего аэроклубу "Альбатрос"
аэродрома Орешково (посёлок Воротынск Калужской области).