В 70-х годах строевые полки получали всё больше истребителей-бомбардировщиков семейства Су-17, но лётчикам приходилось тренироваться на устаревших Су-7УБ, которые существенно отличались по своим лётным характеристикам. В ноябре 1974-го постановлением правительства ОКБ Сухого поручили создание истребителя-бомбардировщика С-52 и его учебно-боевого варианта
С-52У. Планер С-52 разрабатывался с учетом применения современных комплексов управляемого вооружения и двухместной кабины экипажа в учебно-боевом варианте. Для улучшения обзора из обеих кабин
перекомпоновали носовую часть фюзеляжа: увеличили угол наклона линии центров первых 12 шпангоутов до 3° и размеры фонаря, что потребовало увеличения гаргрота. Доработанный фюзеляж приобрел
характерный "горбатый" вид с заметным изгибом нижнего контура носовой части фюзеляжа. На машине демонтировали левую пушку НР-30 и установили новое кресло К-36Д, обеспечивавшее безопасное
катапультирование в диапазоне скоростей от 75 км/ч до максимальной. При этом уменьшен запас топлива во внутренних баках и бомбовая нагрузка. В комплексе управляемого оружия оставлены только ракеты
Х-25Л и Р-60
Учебно-боевой С-52У комплектовался оборудованием Су-17М2, поэтому разработка и изготовление опытного самолета завершилась уже летом 1975-го. В сентябре летчик В.А.Кречетов совершил на нем первый
полет. На основании предварительного заключения по результатам госиспытаний С-52У под обозначением Су-17УМ запустили в серию в 1976-м. Госиспытания Су-17УМ успешно завершились в мае 1977-го
и выпуск этой машины продолжался в Комсомольске-на-Амуре до 1981-го.
В конце июля 1978-го появилось решение правительства об оснащении Су-17УМ оборудованием Су-17М3, а в сентябре приступили к заводским испытаниям доработанной машины С-52УМ3, завершившиеся в октябре
1980-го. В мае следующего года самолет предъявили на госиспытания. К этому времени он уже несколько лет находился в серии. Одновременно с испытаниями С-52УМ3, дорабатывались на рембазах ВВС ранее
выпущенные Су-17У. В 1983 году было принято решение, разрешавшее поставки на экспорт двигателей АЛ-21Ф-3, что позволило использовать в производстве один стапель для советских и экспортных
самолётов. Производство Су-22УМ3К с этим двигателем продолжалось до 1985 года.
Учебно-боевые самолёты поставлялись как в строевые части, так и в военные училища (например, в Борисоглебское, Краснодарское и Ейское военно-морское).
Модификации
: |
|
|
Су-17УМ (С-52У) |
учебно-боевой. Выпускался в
1976-1981 годах.
|
Су-17УМ3 (С-52УМ3) |
доработанный.
Отличался удлинённой законцовкой киля и подфюзеляжным гребнем. Первый полёт в октябре 1978 года. В 1979-1980 годах на авиаремонтных предприятих
переоборудованы все ранее выпущенные Су-17УМ.
|
Су-22УМ (С-52УК) |
экспортный
(коммерческий). Отличался упрощенным составом БРЭО и вооружения. Первый полёт в декабре 1979 года. Выпускался в 1980-1982 годах.
|
Су-22УМ3 (С-52УМ3К) |
экспортный
вариант Су-17УМ3. В 1982-1983 годах изготовлено 4 самолёта для
Венгрии.
|
Су-22УМ3К |
экспортный с
двигателем АЛ-21Ф-3. Выпускался в 1983-1985 годах. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Су-17УМ |
Размах крыла, м |
|
при мин. стреловидности |
13.68 |
при макс. стреловидности |
10.025 |
Длина самолета, м |
19.02 |
Высота самолета, м |
5.13 |
Площадь крыла, м2 |
|
при мин. стреловидности |
38.49 |
при макс. стреловидности |
34.45 |
Масса, кг |
|
пустого |
11550 |
максимальная взлетная |
19630 |
топливо (внутреннее) |
4020 |
топливо (ПТБ) |
2875 |
Двигатели |
1 ТРДФ АЛ-7Ф-3 |
Тяга, кгс |
|
максимальная |
1 х 7800 |
на форсаже |
1 х 11200 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
у земли |
1350 |
на высоте |
2230 (М=2.1) |
Практическая дальность, км |
|
без ПТБ |
1500 |
с ПТБ |
2500 |
Практический потолок, м |
14000 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
одна 30-мм пушки НР-30 (боекомплект - 80 снарядов ) Боевая нагрузка - 2400 кг на 8 узлах подвески УР воздух-воздух Р-60, УР воздух-земля Х-25Л свободнопадающие бомбы до 500 кг, УАБ КАБ-500Кр ПУ НАР УБ-32-57, УБ-16-57УМ, Б-8М-1, АПУ-68У, С-25 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2004
|