Разработка самолета-буксировщика мишеней Су-25БМ в ОКБ началась в 1986 году. Рассматривались два альтернативных проекта самолета-буксировщика: первый - на базе двухместного учебно-боевого
самолета Су-25УБ, и второй - на базе боевого одноместного штурмовика Су-25. Предпочтение было отдано второму проекту.
В Тбилиси был специально переоборудован серийный самолет и на нем отрабатывали буксировку воздушной мишени "Комета". На этой машине отрабатывались различные параметры буксировки мишеней, в
частности, скорость и время причаливания (контакт мишени с контейнером). Так как возникли проблемы с причаливанием самой мишени, то работы затянулись до начала 1989 года. Поэтому Главный конструктор В.П.Бабак принял решение для отработки пикирующих мишеней использовать опытный самолет Т8-15 (бортовой тактический номер 301). После завершения испытаний была выпущена серия из 50 самолетов Су-25БМ.
Техническое описание
Самолет-буксировщик мишеней - Су-25БМ предназначен для обеспечения учебно-боевой подготовки войск, оснащенных системами вооружения "земля-воздух" и "корабль-воздух".
Выполнение учебно-боевой подготовки обеспечивается применением буксируемой мишени "Комета", пикирующих мишеней ПМ-6 и парашютных мишеней М-6. Применяемые мишени-имитаторы обеспечивают отработку
задач обнаружения и сопровождения целей в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах, проведение практических стрельб зенитной артиллерии и других огневых средств.
Буксируемая воздушная мишень "Комета" предназначена для имитации осредненных характеристик отражательных и излучательных свойств цели в оптическом, инфракрасном диапазонах и сантиметровом
радиодиапазоне.
Установленная на мишени аппаратура обеспечивает определение величины "промаха" снарядов по зонам в диапазоне от 0 до 50 метров. Информация о величине промаха и количестве пролетов снарядов
передается на наземную аппаратуру регистрации результатов стрельбы "Планер-М".
Воздушная мишень "Комета" буксируется носителем на тросе, выпускаемом на длину 2300 - 3000 метров. Подвеска, выпуск и подтягивание мишени обеспечивается турболебедкой ТЛ-70,
механизмы которой приводятся в движение турбиной, раскручиваемой встречным потоком воздуха. Управление лебедкой осуществляется в ручном или автоматическом режимах.
Турболебедка обеспечивает выпуск и уборку буксировочного троса, -выпуск мишени с предварительным отводом ее от контейнера лебедки на параллелограммном механизме и приемку мишени, фиксацию мишени на
жесткой сцепке при подвеске и торможение троса при буксировке.
Применение самолета с мишенью "Комета" производится вдали от населенных пунктов, на специально оборудованных полигонах.
При установке на самолет контейнера с турболебедкой и мишени "Комета" под противоположную плоскость буксировщика для сохранения аэродинамической и массинерционной
симметрии самолета устанавливается аэродинамический и весовой противовес. Контейнер с турболебедкой и мишень "Комета" устанавливаются под третью от борта фюзеляжа точку подвески.
Пикирующая мишень ПМ-6, оснащенная уголковым отражателем радиолокационных волн и огне-дымовыми трассерами, имитирует пикирующие цели, выполняя полет по заданной траектории с углом пикирования 30-70
градусов. В конце полета выполняется автоматическая посадка с парашютом на грунт или водную поверхность. На самолете может быть одновременно подвешено 4 пикирующие мишени ПМ-6, на вторую и четвертую
от борта фюзеляжа точки подвески каждой консоли крыла, по одной мишени на точку подвески. Для увеличения дальности и продолжительности полета самолета при применении им мишеней "Комета" и ПМ-6 на
самолете-буксировщике могут быть установлены два подвесных топливных бака емкостью по 1150 литров каждый (ПТБ-1150), по одному под каждой консолью крыла.
Подвесные баки устанавливаются на внутренних точках подвески. При применении подвесных топливных баков число одновременно подвешиваемых под самолет мишеней ПМ-6 уменьшается до двух.
Бортовое радиотехническое и навигационное оборудование самолета взаимодействует с наземными системами.