По инициативе Главного конструктора, решено было отработать на базе учебно-боевого самолета Т8-УБ модификацию самолета в учебно-тренировочном варианте - Т8-УТ.
Здесь стоит упомянуть о том, что впервые эта идея была предложена еще в 1981 году маршалом А.Н. Ефимовым, который хотел заменить чешские L-39 на "свои"
Су-25УТ.
С этой целью, в июне 1987 года первый опытный самолет Т8-УБ1 был поставлен на доработку. Решено было для улучшения ЛТХ максимально облегчить машину, для чего с нее сняты все системы для установки
вооружения и прицельного оборудования, поставлена зашивка на месте пушечного отсека и "окна" станции "Клен", а в носовом отсеке установлен центровочный груз. Зашивка появилась и на крыле в месте
установки "запила".
Доработки были завершены к концу июля 1987 года, и в августе того же года Су-25УТ совершил свой первый полет. Самолет облетали и готовили к участию в воздушном празднике, который должен был
состояться в августе, на день Воздушного Флота в Тушино. Впервые самолет Су-25УТ произвел посадку на аэродром с травяным покрытием. Это событие лишний раз подтвердило отличные взлетно-посадочные
характеристики самолета (руководил и принимал решение о посадке самолета на грунт Генеральный конструктор М.П. Симонов). Но полет Су-28 (такое обозначение получил учебно-тренировочный вариант
самолета) был отменен. Су-28 участвовал в спортивном соревновании в городе Волгограде и занял там третье место.
После всесторонних испытаний и доработок, через 2 года, в июне 1989 года этот самолет, уже под обозначением Су-28М (бортовой номер 302), демонстрировался вместе с боевым вариантом самолета Су-25 на
международном авиасалоне в Ле Бурже во Франции. Он также участвовал в международных выставках на Филлипинах, в Дубай и Абу-Даби.
Из-за начавшегося
экономического и политического кризиса в стране Су-28 не был запущен в
серийное производство. Опыт создания Су-28 был использован при разработке
учебно-тренировочного самолёта для палубной авиации Су-25УТГ.
Техническое описание
Самолет является упрощенной модификацией учебно-боевого самолета Су-25УБ в части сокращения состава оборудования и снятия вооружения.
Двухместный учебно-тренировочный самолет Су-28 предназначен для обучения технике пилотирования, самолетовождения, групповой слетанности и отработки фигур высшего пилотажа.
Су-28 позволяет сделать из курсанта, летавшего до этого только на поршневых самолетах, квалифицированного летчика.
В процессе учебно-тренировочных полетов самолет Су-28 обеспечивает выполнение следующих видов летной подготовки:
- первоначальное обучение;
- отработка техники пилотирования и самолетовождения днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях;
- полеты по приборам с применением шторки "слепого полета";
- обучение летчиков действиям в особых случаях полета с имитацией отказа пилотажно-навигационной системы, двигателя и самолетных систем.
Учебно-тренировочный самолет Су-28 характеризуется:
- максимальной преемственностью с учебно-боевым и боевым самолетами типа Су-25 по технике пилотирования, летно-техническим характеристикам и оборудованию кабин;
- высокой маневренностью;
- возможностью взлета, полета и посадки с одним выключенным двигателем;
- возможностью эксплуатации самолета на дизельном топливе;
- базированием на грунтовых аэродромах;
- выполнением до 18-20 взлетов и посадок в одном вылете;
- шасси, допускающим грубые посадки;
- высокой надежностью и отказобезопасностью, минимальными затратами на техническое обслуживание.
При перебазировании самолета на нем могут быть установлены четыре подвесных топливных бака емкостью по 800 литров каждый (4хПТБ-800) с обеспечением возможности их аварийного сброса.
Самолет Су-28 отличается от базового самолета Су-25УБ отсутствием на нем:
- прицельного оборудования;
- системы управления оружием;
- встроенной пушечной установки;
- балочных держателей и пилонов;
- бронеэкранов двигателей;
- электрооборудования, обслуживающего снимаемые системы;
- дублирующей проводки управления рулем высоты;
- пенополиуретана в топливных баках самолета.
На самолете Су-28 демонтирована часть агрегатов топливной системы.
Взамен снятого оборудования на самолете установлен центровочный груз для приведения самолета к штатной центровке.
В кабинах летчиков вместо снятых пультов установлены заглушки; иллюминаторы дальномера, ниша пушечной установки, отверстия со снятых систем зашиты.