Самолет T-1A Jayhawk
(фирменное обозначение Model 400T) был военным вариантом Model 400A и
использовался ВВС США для тренировки экипажей транспортных машин и
заправщиков (TTTS - Tanker Transport Training System). Это был первый
самолет, предназначенный для введенной ВВС системы специализированной
предвыпускной подготовки пилотов (SUPT - Specialized Undergraduate Pilot
Training).
T-1A имел увеличенный запас
топлива, усиленные переднюю кромку крыла и ветровой козырек,
выдерживающие столкновения с птицами на малых высотах, и систему
кондиционирования повышенной производительности. Кроме того, у Jayhawk
было сокращено число окон в кабине, а силовой каркас крыла и узлы
крепления усилили для полетов на малых высотах. При использовании в роли
SUPT правое кресло занимает инструктор, левое - курсант, а позади них
находится место наблюдателя/второго курсанта. В кабине имеются места для
четырех пассажиров или курсантов.
Первый серийный T-1A
поднялся в воздух в Уичите, Канзас, 5 июля 1991 года, а формальная
передача ВВС США состоялась 17 января 1992 года. Первые полеты с
курсантами начались в сентябре 1992 года. Все 180 заказанных самолетов
были поставлены к середине 1997 года.
По иронии судьбы, в январе
1994 года ВВС Японии получили первый из девяти заказанных самолетов
Model 400TT-400, очень похожих на T-1A, для подготовки пилотов
военно-транспортного самолета Kawasaki C-1. Model 400TT-400 отличается
наличием реверса тяги, дополнительным запасом топлива, дальней
инерциальной навигационной системой и системой радионавигации. Система
управления может имитировать поведение более тяжелой машины.
Поступление первых самолетов Т-1А
в ВВС в январе 1992 года обозначило начало перехода от однопоточной программы
подготовки летного состава UPT к специализированной программе подготовки SUPT.
Полный переход на специализированную подготовку летного состава был завершен в
1997 году, когда последний набор слушателей прошел подготовку по программе UPT.
Экипаж состоит из летчика-инструктора и двух слушателей. При выполнении учебных
полетов, продолжительность которых, как правило, составляет 3 часа, обучающиеся
попеременно занимают кресло пилота, что позволяет дополнительно получить налет в
качестве летчика-наблюдателя.
С введением в систему подготовки летного состава УТС Т-1А началась практическая
реализация Генерального плана Министерства обороны США по модернизации парка УТС
ВВС и авиации ВМС, утвержденного в 1989 году.
В соответствии с планом предусматривалось поэтапное введение новых
учебно-тренировочных комплексов (УТК) в систему подготовки летного состава ВВС и
авиации ВМС:
-
в 1991 году УТК повышенной летной подготовки для подготовки летчиков
военно-транспортной авиации и самолетов-заправщиков;
-
в 1 999 году УТК основной летной подготовки для замены УТС ВВС Т-37 и УТС
авиации ВМФ Т-34;
-
в 2005 году УТК повышенной летной подготовки для подготовки
летчиков-истребителей и бомбардировщиков для замены УТС Т-38.
С повышением роли авиационных тренажеров в подготовке летного состава, широкого
применения новых методов обучения с применением компьютерной техники, следующим
логическим шагом стал переход к учебно-тренировочным комплексам, объединяющим в
единое целое учебно-тренировочные самолеты -основу УТК, комплексные и
процедурные авиационные тренажеры, а также средства компьютерного обучения.
Головным исполнителем работ по созданию УТК является фирма разработчик и
производитель УТС. Она на конкурсной основе привлекает компании производящие
авиационные тренажеры и средства компьютерного обучения. В данном случае проще
на практике реализовать новые идеи и методы летного обучения. Наличие всех
элементов УТК при принятии УТС на вооружение становится обязательным
требованием.