Продолжая тему первых реактивных истребителей нельзя не вспомнить созданный
на базе американского истребителя F-80 "Шутинг Стар" двухместный
учебно-тренировочный самолет T-33А. В отличие от своих сверстников -
двухместных учебных вариантов советского истребителя МиГ-9 и немецкого Me 262 их
американского собрата ждала более счастливая судьба - T-33А стал настоящей "летающей
партой" пилотов реактивной авиации многих стран на долгие годы
Истребитель "Шутинг Стар" с начала своей карьеры явно не попадал в разряд
надежных и безопасных самолетов, чем до того славилась фирма Локхид. Причем
проблема лежала не в ошибках конструкторов, а в новизне самой реактивной техники.
Это отмечал еще и создатель истребители Клерэнс Джонсон:
"Вполне очевидно, что эксплуатация такого передового самолета, как Р-80,
ВЫЯВИТ огромное количество новых проблем. Отстутствие обдува винтом рулей на
взлете и на малых скоростях приводит к ошибкам пилотов. Недостаток опыта часто
приводит к разгону двигателя в полете с разрушением лопаток компрессора и
турбины. Часто лопатки разрушается и в результате дефектов самого двигателя.
Причем порой самолет с пробитым фюзеляжем удавалось и посадить. Никакой защиты
от летящих со скоростью пули обломков лопаток установить невозможно - необходимо
только добиться безусловной надежности работы двигателя даже I при потере
нескольких лопаток. И разрушение самих лопаток компрессора и турбин должно быть
сокращено до минимума. Необходимо добиться полной надежности двигателя".
К 1947 г. ВВС США охватила просто эпидемия катастроф с Р-80. Кроме первого
пилота "Шутинг Стара" Мило Берхэма погиб и лучший ас США во второй мировой войне
Ричард Бонг. Эти катастрофы ставили вопрос о создании специального
тренировочного самолета для обучения полетам на реактивной технике. Но в
условиях послевоенного сокращения военных программ выбить деньги на создание
нового самолета было делом очень сложным. В результате новые пилоты Р-80,
имевшие за плечами только опыт полетов на учебном Норт-Америкэн Т-6 и поршневом
истребителе Р-51 "Мустанг", в лучшем случае довольствовались знакомством со
списанными Р-80, стоявшими даже не на шасси, а на бетонных блоках!
У тренировочного реактивного самолета был один горячий сторонник -
вице-президент "Локхида" по связям с военным ведомством "Мак" Шорт, который
практически с самого начала работ по Р-80 выступал за создание двухместной
версии истребителя, предназначенной для переподготовки пилотов на реактивную
технику. В течение трех лет с 1945 г. по 1947 г. он пробивал эту идею, порой
прямо в разрез с мнениями военных.
В конце концов "Маку" удалось заразить своими идеями
руководство фирмы "Локхид" - разве можно было возразить на аргумент, что пилотов
реактивных самолетов на земле не научишь? В результате "Локхид" пошла на
выделение 1 млн. долл. на создание прототипа двухместного "Шутинг Стара" в
надежде в дальнейшем компенсировать затраты заказами ВВС.
В мае 1947 г. несколько бывших сотрудников "Сканк уоркс" под руководством
Дона Пэлмера приступили к работе над "моделью 580". Через три месяца проект был
готов, со сборочной линии забрали почти готовый Р-80С для переделки в
двухместный вариант. Работы выполнялись специальной командой из состава "Сканк
уоркс".
Традиционная секретность группы сыграла положительную роль, сохранив работу в
тайне от фирм-конкурентов - несмотря на вполне прогнозируемый быстрый рост рынка
реактивных учебно-тренировочных самолетов, "Локхид" оказалась первой,
предложивший такой самолет ВВС и флоту.
Небольшая команда из 14 человек под руководством Пэлмера активно приступила к
перестройке Р-80С: самолет частично разобрали, и приступили к "врезке" второй,
слегка приподнятой кабины с двойным управлением. Перед
крылом в фюзеляж была сделана 75 см вставка и еще 30-см вставка за крылом.
Емкость фюзеляжного бака пришлось сократить более, чем в два раза. Правда, общую
емкость баков удалось сохранить, заменив крыльевые протектированные баки на
мягкие нейлоновые. Дополнительно под законцовками крыла можно было подвесить
165-галлоные баки, позже замененные концевыми 230-галлонными баками, крепящимися
по линии симметрии.
Первые Р-80 не имели катапультируемых кресел, но к моменту создания учебного
самолета они стали стандартом. Соответственно кабину ТР-80С, как теперь
назывался двухместный Р-80, оснастили двумя катапультируемыми креслами
конструкции "Локхид". При этом фонарь кабины был единым и, в отличие от
откидываемого в бок на истребителе, поднимался вверх электроприводом.
Вооружение сократилось до пары 12,7-мм пулеметов с 300 патронами на ствол.
Опытный ТР-80С был выведен из цеха без особой помпы в начале марта 1948 г. и
22 марта был поднят впервые в воздух под управлением Тони Левьера. Первые же
полеты показали, что самолет удался - он практически мало отличался по поведению
от одноместного истребителя. Более того, благодаря большему удлинению фюзеляжа,
летные данные чуть-чуть улучшились.
Уже 7 апреля 1948 г. ВВС согласились заказать для войсковых испытаний 20
ТР-80С. В течение месяца фирма "Локхид" гоняла опытный самолет по базам ВВС,
знакомя всех от генерала до курсантов с новым учебным самолетом. 11 июня 1948 г.
обозначение машины поменяли на TF-80C, а 5 мая 1948 г. оно стало привычным
T-33А.
Во время тура Левьера по базам ВВС интерес к самолету проявил и флот. Морская
авиация также переходила на реактивную технику и необходимость в учебной машины
была очевидна. Незадолго до этого в начале 1948 г. флот получил от ВВС 50 F-80C,
которые использовались для обучения пилотов, но страдали такой же высокой
аварийностью, что и машины ВВС. Временно полеты на F-80C приостановили. Но уже
через год флот получил первые 26 учебных TF-80C вместо одноместных машин. Машина
пришлась флоту "ко двору" -в последующим было поставлено 699 самолетов под
обозначением ТО-2.
Увы, "отца" T-33А к тому времени уже не было в живых - "Мак" Шорт скончался
от инфаркта прямо за своим рабочим столом в августе 1948 г. Триумф его детища
был внушительным -только "Локхид" выпустила 5691 Т-33 различных модификаций. Еще
656 самолетов построила "Канадэйр" в Канаде и 210 "Кавасаки" в Японии.
Большинство выпущенных ушло за рубеж в более, чем 20 стран по всему миру.
На базе T-33А был создан разведчик RT-33A с фотооборудованием в носовой части
фюзеляжа и усиленным запасом топлива, штурмовик АT-33А с более совершенным
прицельными и навигационным оборудованием, а также усиленными держателями для
боевой нагрузки. Разведчики и штурмовики Т-33 поставлялись США в первую очередь
режимам, борющимся с внутренним "врагом". По части военных конфликтов T-33А "повезло"
значительно больше, чем предку - F-80 "Шутинг Стару". Например, во время
Корейской войны T-33А использовались в качестве вывозных самолетов для
ознакомления вновь прибывших пилотов с боевой обстановкой и театром военных
действий. Позже, снимаемые с вооружения T-33А стали переделываться в летающие
мишени QT-33A, предназначенные в первую очередь для имитации низколетящих и
маневренных целей, например, крылатых ракет.
Производство Т-33 на "Локхиде"
прекратилось в 1959 г. ВВС США даже в 1996 г. еще числили за собой последний
T-33А.