Уголок неба ¦ North American T-39 Sabreliner

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная послевоенная авиация разные
   T-39 Sabreliner
       
Разработчик: North American
Страна: США
Первый полет: 1958
Тип: Учебно-тренировочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Разработанный под требования ВВС США от 1956 года, North American (затем Rockwell) Т-39 послужил базой для создания бизнес-джетов Sabreliner и Sabre, строившихся более трех десятилетий.

Взяв за основу ряд наработок по самолету F-86 Sabre, специалисты компании "North American Aviation" (NAA) в 1952 году приступили к проработке возможности создания легкого реактивного транспортного самолета.

В это время ВВС США обнародовали требования к легкому реактивному двухдвигательному УТС (программа UTX, вероятный объем - 1500 самолетов), поэтому NAA решила не терять времени и "убить двух зайцев сразу". 27 августа 1956 года компания предложила военным проект такого самолета под обозначением N.A.246, свои варианты предложили также "Convair", "Тетсо" и "Beechcraft". Но до постройки прототипа дошла лишь NAA - 8 мая 1958 года опытный N.A.246 (N4060K) был выкачен из цеха предприятия в Инглвуде, а 16 сентября он совершил первый полет под управлением Дж. О. Робертса и Гейджа Мейса.

Руководство NAA получило уведомление, что проект Sabreliner победил в тендере на UTX, после чего самолет передали специалистам ВВС США на авиабазу Эдварде для летных испытаний.

Последние оказались успешными, и вскоре ВВС разместили заказ на семь Т-39А (N.A.265), оснащаемых Pratt & Whitney J60-P-3 тягой 13,35 кН.

Впоследствии в ВВС решили, что самолет идеально подойдет для подготовки летчиков всепогодных F- 105D, и шесть Т-39А были переоборудованы в Т-39В (N.A.265-20). 15 января 1960 года был подписан контракт еще на 35 самолетов, первые четыре были построены как Т-39В. Первый Т-39А поднялся в воздух 30 июня 1960 года и 23 марта 1962 года получил сертификат FAA. Поставки начаты 4 июня 1962 года, последний из 143 самолетов Т-39А поставлен в конце 1963 года. В 1967 году NAA объявила о модернизации и поставке самого первого Т-39А. Таким образом были модернизированы все транспортные Sabreliner из состава ВВС США.

Часть Т-39А были переданы расположенному на авиабазе Рэндольф училищу подготовки инструкторов Учебного командования, а Т-39В были приписаны к 4520-му авиакрылу боевой подготовки, авиабаза Неллис. В конце своей карьеры самолеты оказались в авиации Национальной гвардии штата Канзас, став единственными Sabreliner в НГ США. Вариант Т-39С предполагался для подготовки пилотов перехватчиков F-101B Voodoo, но проект был отменен.

T-39F "Teeny Weeny Weasel" - последний вариант для ВВС США - был построен в количестве трех машин. Он оснащался комплексом РЭБ, как у F-105G, и использовался для подготовки летчиков, задачей которых являлось подавление ЗРК противника. В 1961 году ВМС США разместили заказ на T3J-1/T-39D (N.A.265-30), морской вариант Т-39В, которые предназначались для подготовки экипажей самолетов F8U-2NE Crusader и F4H Phantom. К ноябрю 1964 года поставили 42 самолета. В мае 2002 года два Т-39, принадлежащих ВМС США, столкнулись в воздухе, все летчики погибли.





 Модификации :
 Т-39А

 143 самолета для ВВС США, первый из которых поднялся в воздух 30 июня 1960г. и был поставлен в октябре; серийный вариант отличался удлиненной носовой частью и дополнительным оборудованием. В основном его использовали как самолет связи. 

 Т-39В

 шесть ранних серийных самолетов, оснащенных поисковым и определяющим дальность полета радаром R-14 NASARR и допплеровским навигационным оборудованием APN-131 для использования в качестве тренировочного самолета. 

 T-39D

 тренировочный самолет ВМС США для подготовки операторов радара, обозначенный первоначально как T3J-1; похожий на модель Т-39В, но с перехватывающим радаром Magnavox APQ-94; использовался для подготовки экипажей самолетов F-8 Крусэйдер и F-4 Фантом; были построены 42 самолета. 

 СТ-39Е

 семь транспортных и связных самолетов ВМС США для высокопоставленных лиц, похожие на гражданский вариант Sabreliner 40 с двигателями Pratt & Whitney JT12A-8 тягой 1361 кгc. 

 T-39F

 три самолета Т-39А были переделаны по этому стандарту для использования в школе боевого применения истребителей и для подготовки экипажей двухместного самолета Рипаблик F-105G, оснащенного оборудованием "Wild Weasel". 

 CT-39G

 12 самолетов ВМС США для тактических перевозок на флоте. 

 Т-39N

 17 самолетов Sabreliner  40 для совершенствования летного мастерства пилотов ВМС. 




 ЛТХ:
Модификация   T-39A
Размах крыла, м   13.56
Длина, м   13.41
Высота, м   4.88
Площадь крыла, м2   34.70
Масса, кг  
  пустого   5980
  максимальная взлетная   8459
Тип двигателя   2 ТРД Pratt Whitney J-60
Тяга, кгс   2 х 1360
Максимальная скорость, км/ч   866
Крейсерская скорость, км/ч   805
Практическая дальность, км   2740
Практический потолок, м   9120
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:   7 пассажиров


 Доп. информация :


  Фотографии:

 T-39A  (c) Norman Graf
 T-39N   (c) Ron Monroe
 CT-39E
 Пассажирский салон CT-39G (c) Gary Chambers
 Кабина пилотов T-39N  (c) Rod Dermo

  Схемы:

 T-39

  



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. Rockwell Sabreliner
Aerofiles.com. North American
Federation of American Scientists. US Military Aircraft. Т-39 Sabreliner
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия


Уголок неба. 2014 



 

  Реклама: