Разработанный под требования ВВС США от 1956 года, North American (затем
Rockwell) Т-39 послужил базой для создания бизнес-джетов Sabreliner и Sabre,
строившихся более трех десятилетий.
Взяв за основу ряд наработок по самолету F-86 Sabre, специалисты компании "North
American Aviation" (NAA) в 1952 году приступили к проработке возможности
создания легкого реактивного транспортного самолета.
В это время ВВС США обнародовали требования к легкому реактивному
двухдвигательному УТС (программа UTX, вероятный объем - 1500 самолетов), поэтому
NAA решила не терять времени и "убить двух зайцев сразу". 27 августа 1956 года
компания предложила военным проект такого самолета под обозначением N.A.246,
свои варианты предложили также "Convair", "Тетсо" и "Beechcraft". Но до
постройки прототипа дошла лишь NAA - 8 мая 1958 года опытный N.A.246 (N4060K)
был выкачен из цеха предприятия в Инглвуде, а 16 сентября он совершил первый
полет под управлением Дж. О. Робертса и Гейджа Мейса.
Руководство NAA получило уведомление, что проект Sabreliner победил в тендере на
UTX, после чего самолет передали специалистам ВВС США на авиабазу Эдварде для
летных испытаний.
Последние оказались успешными, и вскоре ВВС разместили заказ на семь Т-39А
(N.A.265), оснащаемых Pratt & Whitney J60-P-3 тягой 13,35 кН.
Впоследствии в ВВС решили, что самолет идеально подойдет для подготовки летчиков
всепогодных F- 105D, и шесть Т-39А были переоборудованы в Т-39В (N.A.265-20). 15
января 1960 года был подписан контракт еще на 35 самолетов, первые четыре были
построены как Т-39В. Первый Т-39А поднялся в воздух 30 июня 1960 года и 23 марта
1962 года получил сертификат FAA. Поставки начаты 4 июня 1962 года, последний из
143 самолетов Т-39А поставлен в конце 1963 года. В 1967 году NAA объявила о
модернизации и поставке самого первого Т-39А. Таким образом были модернизированы
все транспортные Sabreliner из состава ВВС США.
Часть Т-39А были переданы расположенному на авиабазе Рэндольф училищу подготовки
инструкторов Учебного командования, а Т-39В были приписаны к 4520-му авиакрылу
боевой подготовки, авиабаза Неллис. В конце своей карьеры самолеты оказались в
авиации Национальной гвардии штата Канзас, став единственными Sabreliner в НГ
США. Вариант Т-39С предполагался для подготовки пилотов перехватчиков F-101B
Voodoo, но проект был отменен.
T-39F "Teeny Weeny Weasel" - последний вариант для ВВС США - был построен в
количестве трех машин. Он оснащался комплексом РЭБ, как у F-105G, и
использовался для подготовки летчиков, задачей которых являлось подавление ЗРК
противника. В 1961 году ВМС США разместили заказ на T3J-1/T-39D (N.A.265-30),
морской вариант Т-39В, которые предназначались для подготовки экипажей самолетов
F8U-2NE Crusader и F4H Phantom. К ноябрю 1964 года поставили 42 самолета. В мае
2002 года два Т-39, принадлежащих ВМС США, столкнулись в воздухе, все летчики
погибли.
Модификации
: |
|
|
Т-39А |
143 самолета
для ВВС США, первый из которых поднялся в воздух 30 июня 1960г. и
был поставлен в октябре; серийный вариант отличался удлиненной
носовой частью и дополнительным оборудованием. В основном его
использовали как самолет связи. |
Т-39В |
шесть ранних
серийных самолетов, оснащенных поисковым и определяющим дальность
полета радаром R-14 NASARR и допплеровским навигационным
оборудованием APN-131 для использования в
качестве тренировочного самолета. |
T-39D |
тренировочный
самолет ВМС США для подготовки операторов радара, обозначенный
первоначально как T3J-1; похожий на модель Т-39В, но с
перехватывающим радаром Magnavox APQ-94;
использовался для подготовки экипажей
самолетов F-8 Крусэйдер и F-4 Фантом; были
построены 42 самолета. |
СТ-39Е |
семь
транспортных и связных самолетов ВМС США для высокопоставленных лиц,
похожие на гражданский вариант Sabreliner 40 с
двигателями Pratt & Whitney JT12A-8 тягой 1361 кгc. |
T-39F |
три самолета
Т-39А были переделаны по этому стандарту для использования в школе
боевого применения истребителей и для подготовки экипажей
двухместного самолета Рипаблик F-105G, оснащенного
оборудованием "Wild Weasel". |
CT-39G |
12 самолетов
ВМС США для тактических перевозок на флоте. |
Т-39N |
17 самолетов Sabreliner 40 для
совершенствования летного мастерства
пилотов ВМС. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
T-39A |
Размах крыла, м |
13.56 |
Длина, м |
13.41 |
Высота, м |
4.88 |
Площадь крыла, м2 |
34.70 |
Масса, кг |
|
пустого |
5980 |
максимальная взлетная |
8459 |
Тип двигателя |
2 ТРД Pratt Whitney J-60 |
Тяга, кгс |
2 х 1360 |
Максимальная скорость, км/ч |
866 |
Крейсерская скорость, км/ч |
805 |
Практическая дальность, км |
2740 |
Практический потолок, м |
9120 |
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка: |
7 пассажиров |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2014
|