В 1981 году ВМС США выбрали модернизированный вариант
учебно-тренировочного самолета ВАе Hawk в качестве авиационного компонента
тренировочной системы Т45, рассчитанной на подготовку 600 пилотов ежегодно в
1990-2000-е годы. Пока самолет Hawk готовили к эксплуатации в британских ВВС,
командование ВМС США приступило к выработке требований к перспективному УТС,
который совместил бы в себе достоинства самолета промежуточной подготовки
летчиков T-2B/С Buckeye и самолета повышенной подготовки летчиков TA-4J Skyhawk.
На выработку этих требований ушло три года, наконец, в 1978 году флот объявил
конкурс на самолет VTXTS - экспериментальная тренировочная система ВМС США. Hawk
превзошел конкурентов по целому ряду параметров, включая топливную
эффективность. В ноябре 1981 года ВМС США объявили о выборе самолета британской
конструкции, а в мае 1986 года с компанией "McDonnell Douglas" был заключен
контракт на полномасштабное техническое проектирование варианта для ВМС США. "McDonnell
Douglas" стала главным подрядчиком, субподрядчиком выступала британская фирма "ВАе"
(ныне "ВАЕ Systems"), отвечавшая за разработку крыла, центральной и хвостовой
секций фюзеляжа, оперения, фонаря кабины и системы управления полетом.
Изначально предполагалась разработка двух вариантов: "мокрого" T-45A,
предназначенного для эксплуатации на авианосцах, и "сухого" T-45B, рассчитанного
на базирование только на береговых аэродромах. Продление ресурсов самолетов Т-2
и TA-4J позволило ВМС США ограничиться заказом только самолетов T-45A,
предназначенных для эксплуатации на авианосцах.
В конструкцию базового варианта Hawk Mk 60 по требованию ВМС США внесли массу
изменений: усилили планер для восприятия больших нагрузок при посадках на
авианосец, увеличили носовую часть фюзеляжа под размещение в убранном положении
новой двухколесной носовой опоры шасси, которую выполнили совместимой с паровыми
катапультами американских авианосцев. Основные опоры шасси также подверглись
изменениям: их снабдили амортизаторами с большим рабочим ходом штоков. Высоту
киля и размах стабилизатора увеличили, добавили подфюзеляжный гребень, а перед и
ниже горизонтального оперения смонтировали небольшие фальшкили, предназначенные
для парирования броска по тангажу, возникающего на посадке в момент выпуска
воздушного тормоза. На T-45 применили щелевые предкрылки по всему размаху крыла
с электрическим управлением и гидроприводами, а также ввели новые перекрестные
связи между элеронами и рулем направления. Самолет получил тормозной гак,
приборное оборудование кабины и радиооборудование, соответствующие стандартам
ВМС США. Внешне самолет не сильно отличался от двухместных УТС Hawk первого
поколения, за исключением "рубленых" законцовок крыла и горизонтального оперения
большей площади.
Хотя задавалось проектирование самолета авианосного базирования, T-45A
(переименованный в Goshawk во избежание путаницы с ЗРУ MIM-23 Hawk) остался
машиной аэродромного базирования, отправляемой на авианосец лишь периодически.
Первые испытания на возможность базирования на корабле проводились на авианосце
"Джон Ф. Кеннеди", начиная с 4 декабря 1991 года. В испытаниях задействовали два
прототипа, оснащенных двигателями F405-RR-400L (Adour 861-49) и один
предсерийный самолет, оснащенный двигателем F405-RR-401 (Adour 871). Первый
серийный T-45A поднялся в воздух 16 декабря 1991 года, но ВМС получили самолеты
данного типа раньше - в октябре 1990 года на авиабазу флота Патак-сен-Ривер,
штат Мэриленд, прибыли прототипы. В течение многих лет прорабатывались планы
установки на самолеты двигателей американской конструкции, и в сентябре 1997
года проходил испытания самолет с двухконтурным двигателем AlliedSignal F124.
Начиная с 73-го серийного самолета, обновили приборное оборудование кабины,
выполнив его на основе двух цветных многофункциональных дисплеев, подобную
доработку провели на всех ранее построенных машинах. Самолеты со "стеклянными
кабинами" получили обозначение T-45C. Под каждой плоскостью крыла предусмотрена
возможность монтажа одного пилона для подвески практических бомб, блоков НАР или
топливных баков. Центральный подфюзеляжный пилон также может использоваться для
подвески вооружения.
Изначально было заказано 268 самолетов, но затем объем заказа сократили до 197
единиц, в конечном итоге к январю 2009 года было поставлено 214 самолетов из
финального заказа в 221 самолет. В апреле 2008 года ВМС США анонсировали
оснащение 19 самолетов T-45C электронным оборудованием, способным имитировать
работу РЛС с синтезированной апертурой луча и аппаратуры РЭБ, благодаря чему на
них можно было готовить летчиков для самолетов Super Hornet, Growler, Prowler и
E-2D Hawkeye. Флот также объявил о намерении заказать еще 180 самолетов T-45 в
более совершенной модификации. После того, как в 1997 году компания "McDonnell
Douglas" была поглощена "Boeing", самолет T-45 Goshawk считается совместным
проектом "Boeing" и "ВАе".
Конструкция.
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с
низкорасположенным крылом умеренной стреловидности. Силовая установка состоит из
одного двухконтурного турбореактивного двигателя F405-RR-401 тягой 2650 кгс.
Конструкция планера усилена. Самолет оснащен новой двухколесной носовой стойкой
шасси, более мощной механизацией крыла, посадочным гаком, модернизированным
бортовым оборудованием.
Самолет аналогичен самолету "Хоук" и имеет низкорасположенное
крыло, воздушный тормоз в нижней части фюзеляжа и высокое расположение кабины с
тандемным размещением пилотов, однако отличается от него усиленной конструкцией
шасси, наличием тормозного крюка для посадки на палубу и более мощным
турбовентиляторным двигателем.
Самолет оснащен радионавигационной системой TACAN,
радиооборудованием KB- и УКВ-диапазонов, системой посадки по приборам и другим
оборудованием.
На четырех подкрыльевых и подфюзеляжном узлах подвески возможно
размещение свободнопадающих бомб, контейнера с 30-мм авиационной пушкой. Может
иметь 5 узлов подвески, причем на центральном подфюзеляжном пилоне
устанавливается контейнер с пушкой "Аден" калибра 30 мм и контейнер с
боезапасом. Общая масса вооружения составляет 2954 кг.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
T-45A |
Размах крыла, м |
9.39 |
Длина самолета,м |
11.97 |
Высота самолета,м |
4.27 |
Площадь крыла,м2 |
16.68 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
4263 |
максимальная взлетная |
5787 |
Внутренне топливо, кг |
1312 |
ПТБ, л |
2 х 590.5 |
Тип двигателя |
1 ТРДД Rolls-Royce/Turbomeca F405-RR-401 |
Тяга, кН |
1 х 26.00 |
Максимальная скорость, км/ч |
997 |
Практическая дальность, км |
1854 |
Практический потолок, м |
12875 |
Макс. эксплуатационная нагрузка |
7.33 |
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка: |
до 2567 кг на трех узлах подвески легкие бомбы и многоцелевые контейнеры |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2011
|