Успешный результат программы NASA AD-1 дал компании Rutan Aircraft
Factory (RAF) Берта
Рутана
(Burt Rutan) еще один заказ на
разработку проекта для крупных компаний вместе с Ames Industrial Corporation. На
этот раз речь шла о создании масштабной модели учебно-тренировочного самолета
(УТС), который разрабатывала Fairchild Republic Company of Farmingdale (дочерняя
компания Fairchild Industries Incorporated, которая раньше была известна как
Fairchild Republic).
В начале 70-х годов была инициирована программа Next
Generation Triner (NGT) с целью замены базового учебно-тренировочного поршневого
самолета Т-37, разработанного компанией Fairchild Republic. В 1981 г. ВВС США
отправили предложения всем ведущим компаниям (Cessna, General Dynamics, Rockwell
International, Vought совместно с немецкой MBB и Fairchild Republic) принять
участие в конкурсе по этому проекту. Fairchild Republic к этому времени работала
над проектом замены Т-37 четыре года. Участникам конкурса предлагалось
спроектировать двухместный УТС с герметичной кабиной, двумя ТРД, меньшей
максимальной взлетной массой, чем у предшественника, развивающий скорость 556
км/ч на высоте 7620 м, способный взлетать с полос длиной от 1524 м в условиях
жаркого климата и высокогорья.
Fairchild Republic привлекла к разработке Ames Industrial Corporation, поскольку
предполагалось установить на опытный самолет двигатели Garrett Microturbo Ames
TRS-18 тягой по 100 кГс, уже зарекомендовавшие себя в проекте AD-1. Для проверки
летных характеристик и сбора в кратчайшие сроки доказательной информации для
рассмотрения на конкурсной комиссии было решено изготовить пилотируемую модель в
масштабе 62%. Эта работа и была поручена Рутану и его команде.
Компания RAF получила документацию по проекту и разработала одноместный самолет
с двумя двигателями TRS-18, точно соответствовавший по геометрии и динамически
подобный самолету Fairchild Republic. В отличие от проекта AD-1 в NGT #73 Рутан
использовал трехслойные конструкции с заполнителем из пенопласта, но в качестве
стенок сэндвича применяли, в зависимости от нагрузок, не только стекло- , но и
углеткань. На разработку самолета было затрачено всего восемь месяцев. Самолет
был построен к началу сентября, а 10 сентября состоялся первый полет.
Дик Рутан
выполнил 72 полета общей продолжительностью 20 часов на базе в пустыне Мохаве в
течение восьми недель. Четыре полета были затрачены на отработку телеметрии для
сбора информации о характеристиках самолета, 14 - для оценки устойчивости и
управляемости. В процессе выполнения программы был испытан противоштопорный
парашют, испытана система перекачивания топлива для управления центровкой
самолета, измерены все моменты, в том числе и моменты инерции, действующие на
самолет относительно всех осей, зафиксированы все летные характеристики. По
итогам RAF подготовила 220-страничный отчет и видеокассету с записями испытаний.
Таким образом, компания за два месяца выполнила программу, на реализацию которой
отводилось 10 календарных месяцев и 23 летных часа испытаний.
Данные испытаний, проведенных RAF, оказались очень высокого качества и
сравнимыми с данными, получаемыми обычными методами. Экономический эффект от
использования недорогой масштабной модели для испытаний вместо натурных опытных
самолетов оказался неоспорим. И поскольку испытания подтвердили характеристики,
заявленные Fairchild Republic, конкурсная комиссия отдала предпочтение этому
проекту.
Самолет Fairchild Republic
T-46 Eaglet стал победителем в тендере, объявленном ВВС США на
учебно-тренировочный самолет нового поколения, призванный заменить
устаревшие Cessna T-37. Первый полет прошел в октябре 1985 года. Самолет
представлял собой свободнонесущий низкоплан цельнометаллической
конструкции с убирающимся трехопорным шасси и двухкилевым хвостовым
оперением. Экипаж из двух человек размещался в герметизированной кабине
бок о бок, в катапультных креслах McDonnell Douglas ACES II.
Силовая
установка включала два экономичных турбореактивных двигателя,
установленных под крылом. Одной из причин победы в тендере стало решение
руководства компании-разработчика построить сначала уменьшенный вариант
самолета - в размере 62% от оригинала, полностью композитной конструкции
и с двумя малогабаритными турбореактивными двигателями Microturbo TRS
18-046 тягой по 0,98 кН. Контракт на постройку этого изделия получила
компания "Ames Industrial Corporation" (проектированием
самолета занимался сам Берт Рутан), первая выкатка прототипа Rutan 73
NGT состоялась в августе 1981 года, а успешные результаты испытаний и
послужили одной из причин победы в тендере.
2 июля 1982 года "Fairchild" получила контракт стоимостью 104 млн
долларов на постройку двух прототипов и двух предсерийных опытных
самолетов, с опционом на постройку 54 серийных машин, а компания "Garrett
Turbine Engine Company" получила контракт стоимостью 121,2 млн долларов
на поставку 29 двигателей TFE76-4A (F109-GA-100), с опционом еще на 119
двигателей. Первая "резка металла" по контракту состоялась в апреле 1983
года, а в феврале 1984 года заказчик подписал контракт на выделение 6
млн долларов - на закупку оборудования и материалов с длительным сроком
изготовления для первого серийного самолета, который должен был
подняться в воздух в мае 1986 года. ВВС США в общей сложности
требовалось 649 самолетов данного типа. Однако первый полет T-46A
задержался почти на шесть месяцев - из-за срыва работ со стороны
субподрядчиков.
Программа
летных испытаний выявила целый ряд проблем, но недостатки постепенно
устранялись, и вдруг - по финансовым соображениям - в начале 1986 года
Конгресс США принял решение закрыть программу. На тот момент на
завершающей стадии постройки находились уже первые 10 серийных
самолетов. В 1983 году компания-разработчик объявила о намерении создать
экспортный вариант самолета, получивший в компании обозначение FRC-225
Full Spectrum Trainer (или также AT-46A) и планировавшийся к оснащению
индикатором на лобовом стекле и системой управления вооружением, которое
- наряду с ПТБ - могло размещаться на четырех подкрыльевых узлах
подвески. Суммарная масса подвешиваемого на них вооружения и ПТБ могла
достигать 599 кг.