ВВС Китайской Республики (Тайвань) совместно с научными и проектными организациями продолжают работы по перспективному учебно-боевому самолету XT-5. Проектирование
завершено, построен первый летный прототип, и 10 июня он совершил свой первый полет. Ожидается, что через несколько лет новый УБС пойдет в серию и сможет
заменить устаревшую технику.
Работы по будущему T-5 Yongying (или Yung Yin ["Юнъин"], 勇鷹, Yǒngyīng, Brave Eagle - "Отважный орел") начались в 2013 г. в рамках новой программы министерства национальной обороны. ВВС требовался
перспективный УБС для замены устаревающих образцов, и они были готовы рассмотреть отечественные или зарубежные предложения.
Местная авиастроительная организация Aerospace Industrial Development Corporation (AIDC) в сотрудничестве с институтом Chung-Shan Institute of Science and
Technology (CSIST) предложила два варианта УБС. Первый под названием AT-3 MAX Advanced Trainer предусматривал глубокую модернизацию имеющегося учебного AT-3.
Второй проект XAT-5 выполнили на основе истребителя F-СК-1D Ching-kuo. Также рассматривалась возможность закупки импортной техники.
В 2016 г. работы по модернизации AT-3 остановили в пользу XAT-5, переименованного в XT-5. Вскоре ВВС сделали свой выбор, и в феврале 2017 г. появился контракт с
AIDC и CSIST на завершение проектирования, строительство и испытания опытного образца. Также были определены планы на дальнейшее серийное производство.
В 2017 г. сообщалось, что летные испытания перспективного УБС начнутся в 2020-м. В начале двадцатых планировали начать серийное производство и к 2026 г.
передать в части 66 самолетов. Общая стоимость программы - 68,6 млрд тайваньских долл. (ок. 2,2 долл. США).
Учебно-боевой самолет XT-5 "Юнъин" разработан на базе истребителя F-CK-1D, строившегося до конца девяностых годов. В порядке оптимизации для решения новых задач
базовый самолет изменили, упростили и переоснастили. По результатам этого истребитель потерял часть своих боевых качеств, но получил расширенные возможности по
подготовке пилотов.
XT-5 представляет собой двухдвигательный высокоплан со стреловидным крылом и высокими летными характеристиками. Планер сохраняет основные особенности базовой
конструкции, но отличается широким применением композиционных материалов, что положительно сказалось на массе. Имеющиеся и высвобожденные объемы отданы под
дополнительные топливные баки. Шасси переработано для увеличения прочности.
Значительным переработкам подвергся радиоэлектронный комплекс. УБС не имеет носовой радиолокационной станции, но получает развитые системы, обеспечивающие
подготовку летчиков. Аппаратура позволяет отрабатывать ведение воздушного боя, применение вооружений и т.д. Управление самолетом ведется из двух кабин с полным
оснащением.
Силовая установка XT-5 соответствует предыдущему проекту и включает два турбореактивных двигателя Honeywell / ITEC F125 с форсажной тягой по 4310 кгс. За счет
облегчения конструкции и сохранения двигателей самолет может выполнять сверхзвуковой полет.
Истребитель F-CK-1D оснащен 20-мм автоматической пушкой M61A1. Предусматриваются точки для подвески вооружений на законцовках крыла, под крылом и под фюзеляжем.
Учебно-боевой самолет на его базе не оснащается пушкой. Первый прототип, недавно вышедший на испытания, не имеет пилонов под крылом. Возможно, их установят
позже для проведения соответствующих тестов.
Тактико-технические характеристики перспективного XT-5 пока полностью не публиковались, однако в целом они должны соответствовать параметрам базового F-CK-1D.
Таким образом, ВВС Тайваня смогут получить сверхзвуковой учебно-боевой самолет с достаточно высокими летными характеристиками, широкими возможностями по
обучению и сокращенным боевым потенциалом.
Строительство первого опытного XT-5 началось весной 2018 г. и заняло достаточно много времени. Его удалось завершить только в начале сентября 2019 г. Через
несколько недель, 24 сентября корпорация AIDC в торжественной обстановке провела презентацию опытной машины. Ввиду высокой важности проекта на мероприятии
присутствовало руководство страны. В ближайшее время самолет обещали передать на испытания, по результатам которых должны решаться все прочие вопросы.
К началу нынешнего лета тайваньские авиастроители завершили основную часть наземных испытаний. 1 июня на авиабазе Цинцюаньган провели первые пробежки. Затем
выполнили последнюю подготовку к летным испытаниям.
На данный момент ВВС Китайской Республики используют трехэтапную систему подготовки летчиков, для чего используются самолеты нескольких типов. Первоначальная
подготовка осуществляется на турбовинтовых Beechcraft T-34 Mentor, затем курсанты переходят на реактивный AIDC AT-3. Последующие этапы обучения осуществляются
при помощи учебных модификаций боевых самолетов F-5, F-16 и т.д.
При помощи нового XT-5 планируют перестроить эту систему. Она останется трехэтапной, но базовое и повышенное обучение будет осуществляться при помощи одного УБС
новой модели. Ожидается, что это упростит и ускорит процесс подготовки летного состава, а также сократит зависимость ВВС от устаревшей техники, в т.ч.
иностранного производства.
В первую очередь, при помощи XT-5 заменят устаревшие AT-3 и F-5, выработавшие большую часть ресурса. Самолеты первоначального обучения T-34 такая модернизация
не затронет. Кроме того, в строю пока останутся несколько десятков учебных модификаций импортных самолетов.
На авиабазе ВВС Тайваня «Цинцюаньган» в районе Тайчжуна 22 июня состоялась церемония, посвященная первому официальному полету УТС повышенной летной
подготовки T-5/AT-5 Yung Yin (勇鷹, Yǒngyīng, Brave Eagle , ранее также был известен как Blue Magpie). Первый прототип ( № 11001) поднялся в небо 10 июня 2020 г.
В феврале 2017 года командование ВВС Тайваня заключило с Национальным Чжун-шаньским институтом науки и технологий (National Chung-Shan Institute of Science
and Technology – NCSIST) контракт на разработку проекта и поставку национального УТС повышенной подготовки. Одновременно NCSIST подписал меморандум о
сотрудничестве в рамках разработки проекта и производства 66 новых УТС/УБС с национальной корпорацией AIDC (Aerospace Industrial Development Corp). Министерство
национальной обороны Тайваня выделило на реализацию программы 68,6 млрд. тайв. долл. (2,21 млрд. долл. США). Разработка реализуется на базе проекта самолета
XT-5, созданного AIDC на платформе национального истребителя IDF/F-CK-1.
Проектирование T-5 было завершено в марте 2018 года, после чего начались работы по сборке УТС. Первый опытный образец был готов в сентябре 2019 года. Второй
прототип учебно-тренировочного самолета XT-5 (№ 11002) взлетел 25 декабря 2020 г. на тайваньской авиабазе Ching Chuan Kang. Всего для проведения
испытаний будет собрано 4 самолета. Предполагается, что все 66 серийных УТС T-5 будут поставлены заказчику к 2026 году и заменят устаревшие УТС AT-3. Версия
легкого боевого самолета AT-5 предназначена для замены F-5E/F «Тайгер-2», которые эксплуатируются более 30 лет.
Новый УТС позволит ВВС Тайваня перейти от трехэтапной подготовки летчиков на трех типах самолетов к трехэтапной системе на двух типах самолетов. В
целом до 2026 г. для ВВС Китайской Республики (Тайвань) предстоит построить 66 таких самолетов. Общая стоимость программы составляет 2,3 млрд. USD.
УТС предназначены для обучения пилотов и, как ожидается, повысят эффективность летной подготовки. Предположительно, самолет также сможет применяться в
качестве легкого штурмовика. Новый УТС позволит поэтапно снять с вооружения все имеющиеся однодвигательные реактивные УТС AT-3 «Тзу Чунг», которые были
построены AIDC и эксплуатируются с 1984 года, а также истребители F-5E/F, собранные AIDC по лицензии в 1970-е гг. и применяющиеся сейчас для подготовки пилотов.
Технические подробности о T-5 не раскрываются. Известно, что его планер в значительной степени выполнен из композиционных материалов, а крылья оптимизированы
для более медленного и стабильного низковысотного полета. Самолет оснащен радаром с активной фазированной антенной решеткой.
Самолет АТ-5 основывается на конструкции двухместного учебно-боевого истребителя F-СК-1В, но должен иметь облегченный планер с широким применением
композиционных материалов. Самолет лишится пушечного вооружения, но при этом получит усиленное шасси и увеличенный запас топлива.
Двигатели серии Honeywell/ITEC F124/F125 были сохранены, но установлены в исполнении F124-200TW без форсажной камеры (максимальная тяга двигателя около 2850
кг), что, видимо, вопреки первоначальным сообщениям, обеспечивает самолету возможность достижения сверхвуковой скорости.