В начале 50-х годов в авиации ВВС США сложилась ситуация, когда существующий
на тот момент парк тренировочных
самолетов перестал удовлетворять
запросам времени. Обучение пилотов в
основном проходило на дозвуковых
самолетах Lockheed Т-33А Shooting Star и
специальном радиолокационном варианте
North American В-25 Mitchell еще времен мировой
войны, которые мало подходили для
подготовки пилотов истребителей нового
поколения, начавших поступать в начале
50-х годов.
В дополнение к этому будущий основной
истребитель-перехватчик ПВО - F-102A Delta Dagger,
разрабатываемый компанией Convair, имел
достаточно экзотичную для того времени
аэродинамическую схему - крыло так
называемой дельтовидной формы. Как
известно, управление самолетом с
дельтовидным крылом заметно отличается
от управления обычным самолетом. Среди
прочих особенностей выделяют высокий
угол атаки во время взлета и посадки, а
также высокое сопротивление при
развороте.
Для того, чтобы пилоты, ранее летавшие
на дозвуковых истребителях, таких как
Northrop F-89 Scorpion и North American F-86D Sabre, имели
возможность безопасно пересесть на
дельтокрылые F-102A, ВВС США решили создать
двухместную версию Delta Dagger - TF-102A. Для
большей гибкости применения, новый
самолет должен был также иметь
возможность выполнять боевые задачи.
Создание самолета началось в апреле 1952
года. Как и в случае с одноместным
вариантом - YF-102, работы первоначально
проводились в рамках программы системы
вооружения WS-201L. Тем не менее, прошло
полтора года, прежде чем 16 сентября 1953
года Convair получила контракт на
разработку TF-102A. Но даже это решение
балансировало на грани отмены ввиду
всех проблем перехватчика YF-102,
обнаруженных в ходе его эксплуатации, и
которые были приобретены его
двухместным вариантом.
В июле 1954 было заказано 20 TF-102A, первый
самолет должен был поступить в июле 1955.
Макет носовой секции приняли в
сентябре 1954. В начале 1955 под влиянием успешных
испытаний улучшенного одноместного YF-102A
ВВС заказали еще 28 TF-102A. В декабре 1955 после первых летных
испытаний Convair получила новый контракт
на выпуск 150 TF-102A, реально из которых были
закончены только 63. Производство было завершено в июле 1958
года, когда был принят последний, 111-й
самолет.
TF-102A не многим отличался от одноместного
Delta Dagger. В первую очередь, он имел более
широкий фюзеляж в передней части: это
было связано с тем, что два пилотских
кресла размещались рядом друг с другом.
Предпочтение такой конфигурации, а не
классическому тандему, было отдано по
причине уверенности специалистов Convair в
том, что в этом случае обучение будет
проходить быстрее. Это было сделано даже
вопреки тому, что более широкий фонарь
ухудшил характеристики самолета. В
дальнейшем, новая кабина доставила
много неприятностей конструкторам Convair.
Из-за более широкой кабины пришлось
пересмотреть конфигурацию боковых
воздухозаборников: изменить их форму и
передвинуть ниже, чем на F-102A. Остальной
планер самолета в принципе остался
таким же, как у одноместной машины.
Самолет представлял собой
цельнометаллический моноплан
бесхвостой схемы. Крыло с конической
круткой имело угол стреловидности 60№6'.
Поперечное и продольное управление
самолетом осуществлялось элевонами.
Шесть топливных баков, расположенных
внутри крыла, были оборудованы
одноточечной системой заправки.
Расходование топлива автоматически
происходило в последовательности,
обеспечивающей желаемый центр тяжести
самолета. Начиная с "блока-41" (с/н.
56-2336) самолеты стали оснащаться
модифицированным крылом (вариант XX),
которое обеспечивало лучшие подъемные
характеристики, чем предыдущее - вариант
X.
В кормовой части фюзеляжа имелся
воздушный тормоз и контейнер для
тормозного парашюта. Энергетической
установкой был выбран двигатель Pratt &
Whitney J57-P-23A тягой 4590кгс (7200 на форсаже).
Вооружение размещалось во внутреннем
отсеке и осталось идентично,
устанавливаемому на F-102A . Были возможны
следующие варианты оснащения самолета:
-
два контейнера по 12 НУР 70мм каждый;
-
три УР AIM-4C Falcon с ИК наведением, одна УР
AIM-26/26A Nuclear Falcon (названная позже GAR-11) с
ядерной боеголовкой;
-
шесть УР AIM-4A/4С/4D/4E/4F Falcon.
-
для увеличения дальности полета
имелась возможность установки под
крылом двух ПТБ 1045л.
Первый TF-102A, имевший серийный номер 54-1351 (обозначение
компании - Model 8-12), взлетел 8 ноября 1955 под
управлением Ричарда Л. Джонсона (Richard L.
Johnson).
Результаты летных испытания были не
утешительны: оказалось, что фонарь
самолета, выполненный в форме луковицы,
на больших скоростях создает "бафтинг".
Для устранения этой проблемы пришлось
значительно переработать кабину -
срезать гаргрот и переделать лобовое
остекление.
Повторные испытания в апреле 1956
выявили, что проблема осталась
нерешенной: "бафтинг"
незначительно уменьшился, но заметно
ухудшилась видимость при взлете и
посадке. В виду того, что самолет являлся
по сути больше тренировочным, чем боевым,
а, значит, хорошая посадочная видимость
была приоритетней высоких скоростных
показателей, первоначальный вариант
фонаря был возвращен. "Бафтинг"
устранили путем добавления на оплетку
фонаря вихревых генераторов, что решило
проблему "подсоса" воздушным
потоком фонаря кабины. В подобном
варианте самолет не мог совершать
крейсерские сверхзвуковые полеты, но
превышал сверхзвук в пикировании.
Дополнительно была увеличена площадь
киля - аналогично тому, как это было
сделано на F-102A. Все эти изменения были
проверены на третьей версии TF-102A (с/н.
54-1353), которая была принята ВВС как
стандартная.
Начиная со второй половины 1956 года
двухместные Delta Dagger стали поступать в
строевые части. Каждая эскадрилья ПВО,
летавшая на F-102A, обычно имела в своем
составе два-три TF-102A. Оставшиеся
самолеты поступили в 4780-е тренировочное
крыло ПВО на базе Перрин, шт. Техас (Perrin, TX).
Несколько машин использовались в центре
ПВО на базе Тайнделл, шт. Флорида (Tindell, Fl).
В строевых частях TF-102A получил нелестную
кличку "Tub" (корыто).
Одноместный F-102A по сути оказался
временным самолетом, и когда в конце 50-х,
начале 60-х появились более новые
истребители, Delta Dagger стали отходить на
второй план. С 1969-го началось их массовое
снятие с вооружение. В месте с ними сцену
покидали и двухместные собратья.
Небольшое количество TF-102A
использовалось на раннем этапе
конфликта во Вьетнаме для воздушного
патрулирования. В частности известен
эпизод, когда самолеты, дислоцированные
на базе южновьетнамской базе Тан Сон
Тхут (Tan Son Thut), принимали участие в
операции Water Glass (1962-63гг.) - безуспешной
охоте на многочисленные неопознанные
цели над центральным плато Южного
Вьетнама и у границы с Камбоджой.
Лишь после окончания войны выяснилось,
что неопознанные самолеты были не
радиолокационными миражами, а
тихоходными Ли-2, Ил-14 и Ан-2,
принадлежащими ДРВ, которые снабжали
южновьетнамских партизан с воздуха (операция
"Тха Во" - свободное падение).
Как и F-102A двухместные Delta Dagger
поставлялись в Турцию и Грецию.
Начиная с 1968 вместе с основным заказом
(40 F-102A) в Турцию поступило семь TF-102A.
Перед отправкой самолеты
переоборудовались на заводе CASA в
Севилье (Seville). Часть из них поступила в
191-ю эскадрилью, базирующуюся в Муртеде (Murted),
остальные в 1971 - 182-я эскадрилья в
Дайярбакире (Diyarbakir). В 1969 вместе с 19-ю одноместными машинами
5-ть TF-102A получила Греция. Ими
укомплектовали 114-ое крыло на базе
Танагра (Tanagra). Оба государства использовали самолеты
до конца 70-х гг., потом их заменили более
новыми.