Уголок неба ¦ Convair TF-102 Delta Dagger

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная послевоенная авиация разные
   TF-102 Delta Dagger
       
Разработчик: Convair
Страна: США
Первый полет: 1956
Тип: Учебно-тренировочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


В начале 50-х годов в авиации ВВС США сложилась ситуация, когда существующий на тот момент парк тренировочных самолетов перестал удовлетворять запросам времени. Обучение пилотов в основном проходило на дозвуковых самолетах Lockheed Т-33А Shooting Star и специальном радиолокационном варианте North American В-25 Mitchell еще времен мировой войны, которые мало подходили для подготовки пилотов истребителей нового поколения, начавших поступать в начале 50-х годов.

В дополнение к этому будущий основной истребитель-перехватчик ПВО - F-102A Delta Dagger, разрабатываемый компанией Convair, имел достаточно экзотичную для того времени аэродинамическую схему - крыло так называемой дельтовидной формы. Как известно, управление самолетом с дельтовидным крылом заметно отличается от управления обычным самолетом. Среди прочих особенностей выделяют высокий угол атаки во время взлета и посадки, а также высокое сопротивление при развороте.

Для того, чтобы пилоты, ранее летавшие на дозвуковых истребителях, таких как Northrop F-89 Scorpion и North American F-86D Sabre, имели возможность безопасно пересесть на дельтокрылые F-102A, ВВС США решили создать двухместную версию Delta Dagger - TF-102A. Для большей гибкости применения, новый самолет должен был также иметь возможность выполнять боевые задачи.

Создание самолета началось в апреле 1952 года. Как и в случае с одноместным вариантом - YF-102, работы первоначально проводились в рамках программы системы вооружения WS-201L. Тем не менее, прошло полтора года, прежде чем 16 сентября 1953 года Convair получила контракт на разработку TF-102A. Но даже это решение балансировало на грани отмены ввиду всех проблем перехватчика YF-102, обнаруженных в ходе его эксплуатации, и которые были приобретены его двухместным вариантом.

В июле 1954 было заказано 20 TF-102A, первый самолет должен был поступить в июле 1955.

Макет носовой секции приняли в сентябре 1954. В начале 1955 под влиянием успешных испытаний улучшенного одноместного YF-102A ВВС заказали еще 28 TF-102A. В декабре 1955 после первых летных испытаний Convair получила новый контракт на выпуск 150 TF-102A, реально из которых были закончены только 63. Производство было завершено в июле 1958 года, когда был принят последний, 111-й самолет.

TF-102A не многим отличался от одноместного Delta Dagger. В первую очередь, он имел более широкий фюзеляж в передней части: это было связано с тем, что два пилотских кресла размещались рядом друг с другом. Предпочтение такой конфигурации, а не классическому тандему, было отдано по причине уверенности специалистов Convair в том, что в этом случае обучение будет проходить быстрее. Это было сделано даже вопреки тому, что более широкий фонарь ухудшил характеристики самолета. В дальнейшем, новая кабина доставила много неприятностей конструкторам Convair.

Из-за более широкой кабины пришлось пересмотреть конфигурацию боковых воздухозаборников: изменить их форму и передвинуть ниже, чем на F-102A. Остальной планер самолета в принципе остался таким же, как у одноместной машины.

Самолет представлял собой цельнометаллический моноплан бесхвостой схемы. Крыло с конической круткой имело угол стреловидности 60№6'. Поперечное и продольное управление самолетом осуществлялось элевонами. Шесть топливных баков, расположенных внутри крыла, были оборудованы одноточечной системой заправки. Расходование топлива автоматически происходило в последовательности, обеспечивающей желаемый центр тяжести самолета. Начиная с "блока-41" (с/н. 56-2336) самолеты стали оснащаться модифицированным крылом (вариант XX), которое обеспечивало лучшие подъемные характеристики, чем предыдущее - вариант X.

В кормовой части фюзеляжа имелся воздушный тормоз и контейнер для тормозного парашюта. Энергетической установкой был выбран двигатель Pratt & Whitney J57-P-23A тягой 4590кгс (7200 на форсаже).

Вооружение размещалось во внутреннем отсеке и осталось идентично, устанавливаемому на F-102A . Были возможны следующие варианты оснащения самолета: 

  • два контейнера по 12 НУР 70мм каждый;

  • три УР AIM-4C Falcon с ИК наведением, одна УР AIM-26/26A Nuclear Falcon (названная позже GAR-11) с ядерной боеголовкой; 

  • шесть УР AIM-4A/4С/4D/4E/4F Falcon.

  • для увеличения дальности полета имелась возможность установки под крылом двух ПТБ 1045л. 

Первый TF-102A, имевший серийный номер 54-1351 (обозначение компании - Model 8-12), взлетел 8 ноября 1955 под управлением Ричарда Л. Джонсона (Richard L. Johnson).

Результаты летных испытания были не утешительны: оказалось, что фонарь самолета, выполненный в форме луковицы, на больших скоростях создает "бафтинг". Для устранения этой проблемы пришлось значительно переработать кабину - срезать гаргрот и переделать лобовое остекление.

Повторные испытания в апреле 1956 выявили, что проблема осталась нерешенной: "бафтинг" незначительно уменьшился, но заметно ухудшилась видимость при взлете и посадке. В виду того, что самолет являлся по сути больше тренировочным, чем боевым, а, значит, хорошая посадочная видимость была приоритетней высоких скоростных показателей, первоначальный вариант фонаря был возвращен. "Бафтинг" устранили путем добавления на оплетку фонаря вихревых генераторов, что решило проблему "подсоса" воздушным потоком фонаря кабины. В подобном варианте самолет не мог совершать крейсерские сверхзвуковые полеты, но превышал сверхзвук в пикировании. Дополнительно была увеличена площадь киля - аналогично тому, как это было сделано на F-102A. Все эти изменения были проверены на третьей версии TF-102A (с/н. 54-1353), которая была принята ВВС как стандартная.

Начиная со второй половины 1956 года двухместные Delta Dagger стали поступать в строевые части. Каждая эскадрилья ПВО, летавшая на F-102A, обычно имела в своем составе два-три TF-102A. Оставшиеся самолеты поступили в 4780-е тренировочное крыло ПВО на базе Перрин, шт. Техас (Perrin, TX). Несколько машин использовались в центре ПВО на базе Тайнделл, шт. Флорида (Tindell, Fl). В строевых частях TF-102A получил нелестную кличку "Tub" (корыто).

Одноместный F-102A по сути оказался временным самолетом, и когда в конце 50-х, начале 60-х появились более новые истребители, Delta Dagger стали отходить на второй план. С 1969-го началось их массовое снятие с вооружение. В месте с ними сцену покидали и двухместные собратья.

Небольшое количество TF-102A использовалось на раннем этапе конфликта во Вьетнаме для воздушного патрулирования. В частности известен эпизод, когда самолеты, дислоцированные на базе южновьетнамской базе Тан Сон Тхут (Tan Son Thut), принимали участие в операции Water Glass (1962-63гг.) - безуспешной охоте на многочисленные неопознанные цели над центральным плато Южного Вьетнама и у границы с Камбоджой.

Лишь после окончания войны выяснилось, что неопознанные самолеты были не радиолокационными миражами, а тихоходными Ли-2, Ил-14 и Ан-2, принадлежащими ДРВ, которые снабжали южновьетнамских партизан с воздуха (операция "Тха Во" - свободное падение).

Как и F-102A двухместные Delta Dagger поставлялись в Турцию и Грецию.

Начиная с 1968 вместе с основным заказом (40 F-102A) в Турцию поступило семь TF-102A. Перед отправкой самолеты переоборудовались на заводе CASA в Севилье (Seville). Часть из них поступила в 191-ю эскадрилью, базирующуюся в Муртеде (Murted), остальные в 1971 - 182-я эскадрилья в Дайярбакире (Diyarbakir). В 1969 вместе с 19-ю одноместными машинами 5-ть TF-102A получила Греция. Ими укомплектовали 114-ое крыло на базе Танагра (Tanagra). Оба государства использовали самолеты до конца 70-х гг., потом их заменили более новыми.








 ЛТХ:
Модификация   TF-102A
Размах крыла, м   11.63
Длина самолета, м   19.33
Высота самолета, м   6.30
Площадь крыла,м2   61.45
Масса, кг  
  пустого самолета   8650
  нормальная взлетная   12900
  максимальная взлетная   14500
Тип двигателя   1 ТРД Pratt Whitney J57-P-25A
Тяга, кгс  
  нормальная   1 х 4590
  на форсаже   1 х 7200
Максимальная скорость, км/ч   1328
Крейсерская скорость, км/ч   966
Практическая дальность, км  
  с ПТБ 2 1045л (сбрасывая)   2500
  с ПТБ 2 1045л (не сбрасывая)   2350
  без ПТБ   1780
Скороподъемность, м/мин   3850
Практический потолок, м   16500
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


 Фотографии:

 TF-102A
 TF-102A
 TF-102A
 TF-102A
 TF-102A ВВС Турции

 Схемы:

 TF-102A

 Варианты окраски:

 TF-102A

 



 

Список источников:

Григорий Иванов. Учебно-тренировочный истребитель TF-102 Delta Dagger
Эдмунд Цихош. Сверхзвуковые самолеты
Ростислав Виноградов, Александр Пономарев. Развитие самолетов мира
Airlife. Peter R. Foster. Century series fighters
Rene J. Francillon. McDonnell Douglas Aircraft Since 1920
Das Flugzeug-Archiv. Schulflugzeug Convair TF-102 "Delta Dagger"
Joe Baugher. Encyclopedia of American Military Aircraft. Convair F-102 Delta Dagger
USAF Museum. Aircraft Virtual Gallery. McDonnell TF-102A Delta Dagger


Уголок неба. 2004 



 

  Реклама: