Уголок неба ¦ PZL TS-9 Junak-3

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная послевоенная авиация разные
   TS-9 Junak-3
       
Разработчик: PZL
Страна: Польша
Первый полет: 1953
Тип: Учебно-тренировочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Организованное в 1952 году в институте авиации в Варшаве конструкторское бюро, возглавляемое Тадеушем Солтыком, предложило следующую модификацию самолета Junak-2 с каплеобразным фонарем, убирающимся шасси и рядом других усовершенствований. Однако этот проект TS-7 Chwat не нашел поддержки и остался только в рабочих чертежах. Но в это самое время ВВС Польши начали осваивать первые реактивные истребители - Як-23, МиГ-15, и возникла потребность в учебном самолете с трехопорным шасси с носовой стойкой. Поэтому Солтык внес изменения в конструкцию Junak, снабдив его фиксированным трехопорным шасси с носовой стойкой, новым воздушным винтом, коротковолновой радиостанцией и радиокомпасом. Машина получила обозначение TS-9 и имя Junak-3. Испытания прототипа начались 7 августа 1953 года. Первый полеты совершили летчики-испытатели Andrzej Ablamowicz и Wiktor Pelka. Junak-3 успешно прошел летные испытания и был сертифицирован для массового производства. В 1954 году началось производство в WSK Okecie, заменив на конвейере Junak-2. Всего было изготовлено146 экземпляров. Таким образом, было произведено в общей сложности 251 самолета этого типа, во всех версиях, предназначенных для военных летных школ и аэроклубов.

Junak-3 начал службу в OSL Dablin в 1954 году. В воздухе он неоднократно демонстрировался по случаю праздников и авиасалонов. Например, во время авиационного праздника 26 августа 1956 г. в Варшаве, воздушную акробатику показывала группа из трех Junak-3, пилотируемых женщинами - пилотами ВВС Польши: майором Sosnowska, капитаном Andrychowska и поручиком Kaminsky.

С 1956 года военно-воздушные силы начали постепенно передавать машины этого типа в аэроклубы. Первая партия была введена в мае и июне 1956 г., а далее постепенно в течение ближайших лет. В период 1956-1961 ВВС передало 93 спортивных самолетов Junak-3: 1956 - 15 шт., 1957 - 11 шт., 1958 - 11 шт., 1960 - 37 шт. и 1961 - 19 шт.

Последний Junak-3 SP-BOG был исключен из реестра воздушных судов 11 октября 1972 г. В музее авиации космонавтики в Кракове находятся представители всех версий этого семейства: Junak-1 SP-GLA, Junak-2 SP-ADM и Junak-3 SP-BPL.

Конструкция самолета.

Крыло - двухлонджеронное, трехсекционное, трапецевидное. Средняя часть представляла собой неотъемлемую часть фюзеляжа и имела решетчатую структуру из стальных труб. Консоли крыла были деревянной конструкции. Покрытие кессонов была изготовлено из фанеры, оклеенной полотном. Остальная часть крыла обшита полотном. На самолетах Junak-2 и Junak-3 имелись металлические закрылки, управляемые вручную. В левом крыле находилась фара для посадки в ночное время.

Фюзеляж - пространственная решетка, сваренная из стальных труб, обшитая деревянными планками. Покрытие передней части - панели, остальной - полотно. Передняя кабины была предназначена для инструктора, задняя для ученика. Передняя часть фонаря кабины открывалась вбок на правую сторону, задняя - скользила назад на роликах по рельсам.

Хвостовое оперение - трапецевидное, деревянной конструкции. Неподвижные части покрыты фанерой, рули управления - полотном.

Силовая установка - радиальный двигатель М-11ФР1 стартовой мощностью 118 кВт (160 л.с.) и прочный 103 кВт (140 л.с.). Каждый цилиндр закрыт колпаком. Запуск двигателя производился сжатым воздухом. Двухлопастной деревянный винт фиксированного шага. На Junak-3 устанавливался винт LWD J-6 диаметром 2,05 м. Основной топливный бак был помещен в левой части крыла. В версии Junak-3A дополнительный топливный бак размещался в корпусе, перед кабиной экипажа. В версии Junak-3B дополнительные баки были размещены в носу левой половины крыла и под фюзеляжем.

На Junak-3 устанавливалось следующее радионавигационное оборудование: коротковолновая радиостанция, радиокомпас и переговорное устройство.




 ЛТХ:
Модификация   TS-9
Размах крыла, м   9.92
Длина самолета,м   7.75
Высота самолета,м   2.50
Площадь крыла,м2   17.50
Масса, кг  
  пустого самолета   818
  максимальная взлетная   1080
Тип двигателя   1 ПД М-11ФР
Мощность, л.с.   1 х 160
Максимальная скорость, км/ч   205
Крейсерская скорость, км/ч   180
Практическая дальность, км   450
Скороподъемность, м/мин   180
Практический потолок, м   4100
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Прототип Junak-3
 Прототип Junak-3
 TS-9 Junak-3
 TS-9 Junak-3
 TS-9 Junak-3
 TS-9 Junak-3   (c) aviateam.pl
 TS-9 Junak-3   (c) aviateam.pl, Wacław Hołyś
 TS-9 Junak-3   (c) aviateam.pl
 Группа TS-9 Junak-3 на аэродроме
 TS-9 в Краковском Музее  (c) Muzeum Lotnictwa Polskiego w Krakowie
 TS-9 в Краковском Музее (c) Mick Bajcar
 Передняя кабина TS-9
 Задняя кабина TS-9

  Схемы:

 TS-9

  Варианты окраски:

 TS-9
 TS-9

 



 

Список источников:

Andrzej Morgala. Polskie samoloty wojskowe. 1945-1980 (перевод Дмитрия Письменского)
PZL Mielec. TS-9 Junak-3
Marek Misiewicz, Michel Kuczewski. Sampol.de. Polish Aircraft
Maciej Stefanicki, Jacek Wojcik. Polskie Konstrukcje Lotnicze
Typy Broni I Uzbrojenia No.110. Benedykt Kempski. Samolot szkolno-treningowy Junak
Aviateam.pl. Wacław Hołyś, Krzysztof Kirschenstein. Samoloty Junak
Aeroplan 1996-04-05. Benedykt Kempski. Szkolno-treningowy Junak


Уголок неба. 2019 



 

  Реклама: