Одной из первых модификаций Ту-124 стал учебно-штурманский Ту-124Ш.
Начиная с 1962 г. ХАЗ выпускал модификацию Ту-124Ш-1, созданную как летающий
тренажер для обучения военных штурманов дальней авиации. На ней радиолокационный
визир заменили на РЛС "Рубин-1А" с двумя индикаторами. В салоне оборудовали
несколько рабочих мест для курсантов-штурманов.
Работа над вариантом "Ш-1" началась, как всегда, с постановления
правительства, с поездок в Москву для обсуждения проблем с военными и головным ОКБ. Выяснилось, что туполевцы, загруженные другими работами, относятся к заказу
прохладно. ХАЗ же, напротив, рассчитывал получить под военную тематику
дополнительное финансирование. В итоге пришли к компромиссу - проектные работы
по машине выполнить силами конструкторов завода, но в Москве, под "присмотром"
ведущих специалистов ОКБ.
Основные работы по модификации заключались в следующем. На
"Ш-1" вместо
обычного локатора нужно было установить станцию "Рубин" с прицельным комплексом
для сброса учебных бомб, оборудовать штурманское место оптическим прицелом для
визуального контроля за сбрасыванием, разместить на консолях крыла балочные
держатели БД-360 для четырех бомб калибра 50-250 кг. В салоне вместо кресел
расположить 13 рабочих мест со спецоборудованием. Каждое должно было иметь свою
специфику: на одном курсант знакомился с системой навигации, на другом - с
пеленгаторам, на третьем - изучал системы сближения, на четвертом - отрабатывал
бомбометание вслепую и так далее. Ведущим конструктором по спецоборудованию был
назначен Ю. И. Милушин. Работа над проектом заняла не меньше года.
15 ноября 1962 г. летчик-испытатель Ф. Ф. Доценко поднял в воздух первый
серийный Ту-124Ш-1. В государственных испытаниях машины, проходивших в том же
году в НИИ ВВС, принимала участие группа конструкторов завода во главе с Е. П.
Кузнецовым, а также бригада цеха № 75.
Серийные Ту-124Ш-1 поступали, в основном, в Челябинское высшее авиационное
штурманское училище. Эксплуатация самолетов шла очень интенсивно. Усилиями
бригад цеха № 75 простои машин из-за ремонтов или регламентных работ сводились к
минимуму. Для обучения курсантов навыкам бомбометания самолеты были оборудованы
крыльевыми балочными держателями БД-360 для авиабомб калибра 50-250 кг. Общая
нагрузка на двух держателях могла доходить до 2000 кг.
Ту-124Ш-1 служил "летающей партой" для отработки систем ближней навигации. И
предназначался для учебы штурманов, которым предстояло служить на
бомбардировщиках типа Ту-16. Штурманам стратегической авиации для службы на
самолетах типа Ту-95 требовался тренажер с другим комплектом оборудования. Для
них была разработана и выпущена заводом еще одна модификация - Ту-124Ш-2.
Переоборудованием "Ш-1" в "Ш-2" занимались конструкторы Ю. И, Милушин, Е. П,
Кузнецов, Н, Г. Янатьев. Новый тренажер понадобился ВВС всего в единственном
экземпляре, А общее число построенных ХАЗом изделий с индексом "Ш" до 1968 г. -
54.
Модификации
: |
|
|
Ту-124Ш-1 |
вариант ля
подготовки штурманов для дальних бомбардировщиков . |
Ту-124Ш-2 |
вариант для
подготовки штурманов для фронтовых бомбардировщиков |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ту-124Ш |
Размах крыла, м |
25.55 |
Длина самолета,м |
30.58 |
Высота самолета,м |
8.08 |
Площадь крыла,м2 |
119.37 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
22000 |
максимальная взлетная |
36000 |
Тип двигателя |
2 ТРДД Соловьев Д-20П |
Тяга, кгс |
2 х 5400 |
Максимальная скорость, км/ч |
970 |
Крейсерская скорость, км/ч |
780 |
Дальность действия, км |
2100 |
Практический потолок, м |
11700 |
Экипаж, чел |
4 |
Полезная нагрузка: |
13 курсантов |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2012
|