Для переучивания летного состава на новый перехватчик командование авиации
ПВО предложило ОКБ-156 разработать его учебно-тренировочный вариант.
Необходимость в таком самолете определялась рядом причин. Летчики пересаживались
на Ту-128 со значительно более легких истребителей типа МиГ-17, МиГ-19 (за
редким исключением - с Су-9) и не имели навыка управления тяжелой машиной.
К тому же, надо было осваивать новый комплекс оборудования, а штурману-оператору -
еще и дополнительные функции. Для этой цели в частях использовались
специализированные самолеты обучения штурманов бомбардировочной авиации Ту-124Ш.
Совместные решения ВВС-ПВО-МАП №128-14-67 и ВПК №229 по созданию
учебно-тренировочного самолета Ту-128УТ были приняты 14 сентября 1966г. Эскизный
проект машины был разработан воронежским филиалом ОКБ-156 под руководством
А.И.Путилова.
Основное отличие учебных Ту-128УТ от Ту-128 заключалось в наличии кабины
инструктора на месте РЛС, имевшей верхнее наклонное остекление. Место
штурмана-оператора сохранялось, но часть оборудования сняли. В связи с
отсутствием РЛС функции обучаемого штурмана ограничились. В остальном Ту-128УТ
соответствовал базовому варианту. Под крылом можно было подвешивать весовые
макеты или учебные варианты ракет Р-4. За свой необычный вид самолет в частях
был прозван "пеликаном".
После того, как проектирование Ту-128УТ закончили, совместным решением
ВВС-ПВО-МАП от 4 августа 1970 г. было выделено четыре серийных Ту-128 для
переоборудования в учебно-тренировочные самолеты со сроком предъявления на
испытания двух первых машин в I квартале 1971 г. и двух других - во II квартале.
После переделки самолеты прошли испытания, и приказом Министра обороны №0160 от
14 сентября 1971 г. Ту-128УТбыл принят на вооружение. В том году авиазавод № 64
построил и десять серийных Ту-128УТ (изделие "И-УТ"). От первых учебных машин
серийные "спарки" отличались новой законцовкой киля, параллельной строительной
горизонтали самолета, в связи с установкой новой связной радиостанции Р-846 "Призма-М".
Это были последние, 45-я и 46-я серии выпуска самолета, после чего серийное
производство Ту-128 завершилось. Таким образом, всего с 1962 по 1970 г. было
выпущено 188 перехватчиков (включая первый опытный) и 10 "спарок". Наибольший
темп производства имел место в 1966 г., когда заказчику было сдано 37 машин.
Основные конструктивные
отличия учебно-тренировочного самолета Ту-128УТ от Ту-128.
Самолет Ту-128УТ
предназначался для обучения и тренировок летного состава авиации ПВО
техники пилотирования и самолетовождения днем и ночью, в простых и
сложных метеоусловиях. В основном конструкция Ту-128УТ соответствовала
базовому самолету, но вместо РЛС и переднего отсека к шп. №4
пристыковывалась кабина инструктора, оборудованная катапультируемым
креслом и необходимыми органами управления. На самолете
устанавливалась система отказов СИО-128, предназначенная для
принудительного введения инструктором отказов в навигационные системы с
целью выработки у обучаемого навыков пилотирования в сложных условиях.
На стеклах фонаря кабины летчика имелись светонепроницаемые шторки для
имитации ночного полета. С целью сохранения
идентичности общего вида кабин учебно-тренировочного и боевого самолетов
на Ту-128УТ имелись незадействованные переключатели и макеты пультов
управления, относившиеся к РЛС и ракетам. В кабине летчика была
установлена сигнализация о переключении управления на инструктора.
Имелись небольшие отличия в электрооборудовании и других системах.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ту-128УТ |
Размах крыла, м |
17.53 |
Длина самолета, м |
30.06 |
Высота самолета, м |
7.15 |
Площадь крыла, м2 |
96.94 |
Масса, кг |
|
пустого |
24500 |
нормальная взлетная |
39000 |
максимальная взлетная |
42000 |
Внутреннее топливо, кг |
1300 |
Двигатели |
2 ТРД Сатурн (Люлька) АЛ-7Ф2 |
Тяга, кгс |
2 х 10100 |
Максимальная скорость, км/ч |
1800 |
Практическая дальность, км |
2565 |
Практический потолок, м |
15600 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2008
|