В конце 60-х, начале 70-х годов в СССР, с постройкой серии атомных подводных
лодок проекта 667А, была создана эффективная морская стратегическая ядерная
система, сопоставимая с американской системой "Polaris" и способная нанести
гарантированный ущерб вероятному противнику в ответном ударе, что, в немалой
степени, способствовало достижению стратегического паритета с США.
В свою очередь это потребовало дальнейшего совершенствования системы боевого
управления морскими стратегическими ядерными силами и ужесточения требований к
её устойчивости и работоспособности в условиях ядерной войны. В системе связи
ВМФ были введены в строй передающие радиоцентры сверхдлинноволнового (СДВ)
диапазона, выбранного потому, что его волны проникают в водную среду, а также
обладают повышенной помехоустойчивостью. Однако основным недостатком СДВ-диапазона было то, что работа в нем требует применения очень уязвимых антенн
больших размеров.
Поэтому одним из звеньев системы управления силами ВМФ должна была стать
резервная система связи способная поддерживать непрерывную связь с ракетными
подводными крейсерами в море в случае выхода из строя береговых узлов связи.
Такая система СДВ связи была уже разработана в 60-х в США. Система связи ВМС
ТАСАМО позволяла доводить распоряжения американского военно-политического
руководства непосредственно до командиров ракетных подводных лодок, находившихся
на боевом патрулировании в акваториях Атлантического и Тихого океанов. Основу
системы составили самолеты-ретрансляторы EC-130Q. Одной из особенностей этой
машины было наличие на борту специальной антенной системы, представлявшей собой
стальной провод с медным покрытием длинной 10 000 м и скоростной намоточный
механизм.
Поэтому постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 1972 г. на ОКБ была возложена задача
создания аналогичного авиационного комплекса сверхдальней связи.
Заместителем Главного конструктора по этой теме (работы по ней получили шифр
"Орел") в 1973 г. был назначен С.А. Атаянц, ведущим конструктором стал А.П.
Шинкаренко.
При создании этого комплекса, ОКБ, впервые в истории отечественного
самолетостроения, был решен целый ряд сложных технических проблем. На
самолете-носителе полностью отсутствовали резервы электрической мощности для
питания вновь устанавливаемого радиоэлектронного оборудования. Проблема была
решена установкой трех дополнительных турбогенераторов.
Свои сложности возникли при создании выпускаемой в воздушный поток тросовой
антенны большой протяженности. Использование в качестве антенны троса столь
значительной длины, поставило, ранее не встречавшуюся на практике, задачу
создания специального троса повышенной прочности, а также обеспечения
стабилизации антенны в потоке при её выпуске, уборке и буксировке.
По созданию этой системы был проведен большой объем опытных работ. Для отработки
макетного образца тросовой антенны (длиной 2500 м) в 1974 г. был использован
самолет Ан-12 No. 902 оборудованный тросовой лебедкой и другим специальным
оборудованием.
В первый опытный Ту-142МР был переоборудован опытным производством ОКБ в марте
1977 г. один из серийных Ту-142М, а в июле 1977 г. экипаж летчика-испытателя
Е.А. Лахмостова совершил на нем первый полет.
Совместные государственные испытания самолета продолжались до декабря 1980 г.
Ту-142МР летал с заводского аэродрома в Таганроге, аэродрома ГНИКИ ВВС в г.
Феодосия и с аэродрома авиации Северного флота в г. Североморске.
Испытания несколько раз прерывались из-за частых отказов и нестабильной работы
основного радиосвязного комплекса. Потребовалась длительная доводка и отработка
элементов системы на наземных стендах прежде чем все проблемы по бортовому
комплексу связи были преодолены.
В 1980-е гг. не только
оттачивалось профессиональное мастерство противолодочников, но и
продолжала развиваться структура 76-го ОПЛАП ДЦ. Так, в декабре 1985 г.
штат полка пополнился отрядом самолетов-ретрансляторов Ту-142МР. С
января 1986 г. отряд в составе экипажей м-ров А.С. Кичигина, И.П.
Серебрякова и А.В. Пряникова приступил к выполнению учебных полетов,
а с июня - к решению функциональных задач.
В начале сентября он вошел в силы постоянной готовности флота. В
дальнейшем, с поступлением новых Ту-142МР, отряд был переформирован в
эскадрилью ретрансляторов.
В
2002 г. волна преобразований докатилась и до тихоокеанцев: 310-й ОПЛАП
расформировали, объединив сохранившие боеспособность самолеты и экипажи
с остатками 568-го отдельного гвардейского морского ракетоносного полка
и еще нескольких частей и образовав 568-й гвардейский смешанный авиаполк.
В этом созданном исключительно «по бедности» формировании Ту-142МЗ и
Ту-142МР вошли в 3-ю эскадрилью. И хотя она носит гордое название
противолодочной, на нее возложены и поисково-спасательные, и
ретрансляционные, и разведывательные функции, а также участие в
обеспечении космических запусков и постановке минных заграждений.