В начале 70-х гг. в СССР в рамках создания метеолабораторий по
программе "Циклон" наряду с Ил-18Д и Ан-12БП
было решено переоборудовать и Ту-16.
Программа разрабатывалась Центральной
аэрологической обсерваторией (ЦАО)
Госкомгидромета СССР. Ту-16 "Циклон-Н"
предназначались для активного
воздействия на облака, а также для
исследования термодинамических
параметров атмосферы. Для использования
в программе морская авиация выделила
два Ту-16К-26 (по другим данным - Ту-16КСР-2-5)
No.6203203 и No.6203208. Переоборудование было
выполнено в 1977 г. на АРЗ No.20 в Пушкине.
Комплекс спецсредств состоял из
кассетных держателей КДС-155 для отстрела
метеопиропатронов ПВ-50 с йодистым
серебром, авиационных
метеорологических бомб (от них позднее
отказались) или контейнера для сыпучих
веществ (в основном, цемента марки "600").
На внешних пилонах предполагалось
подвешивать контейнеры типа К-76(л) с
реагентом или контейнеры типа КМГ-У. В
состав экипажа ввели двух
аэрометеорологов: один (руководитель
полета) располагался на месте второго
штурмана, второй -на месте командира
огневых установок.
До апреля 1978 г. самолеты принимали ЦАО и
ГК НИИ ВВС для проведения совместных
испытаний, при этом был сделан целый ряд
замечаний. Испытания начались лишь в
августе и затянулись до 1980 г., после чего
оба самолета, имевших к тому времени
гражданские регистрационные номера
(No.6203203 - СССР-42355, No.6203208 - СССР-42484) и
типовую окраску Аэрофлота, передали в
распоряжение ВВС на аэродром Чкаловская.
Первым "боевым крещением" Ту-16 "Циклон-Н"
стали полеты в 1980 г. над Москвой во время
Олимпиады. В 1986 г. оба самолета активно
использовались при ликвидации
последствий Чернобыльской аварии,
разрушая радиоактивные облака. Они
также применялись для борьбы с
различными метеорологическими
явлениями в центральной части России. 19
ноября 1986 г. вышло Распоряжение Совмина
о переоборудовании обоих Ту-16 "Циклон-Н"
в метеолаборатории "Циклон-НМ" для
использования в международных
программах.
К началу 1990-х гг. в Пушкине
был доработан лишь самолет No.6203203, с
которого сняли часть навигационного,
радиосвязного оборудования, верхнюю
пушечную установку и установили новую
аппаратуру для полетов по международным
трассам. Но его испытания не были
завершены из-за распада СССР. Тем не
менее, в течение ряда лет самолет
продолжали эксплуатировать в ВВС. В
последний раз предполагалось
использовать Ту-16 "Циклон-Н" и "Циклон-НМ"
в Чечне в 1995-96 гг. Самолеты должны были
обеспечивать применение боевой
авиацией высокоточного оружия с
оптоэлектронными системами наведения.
Однако этого не произошло, т.к. "Циклоны"
сняли с эксплуатации из-за выработки
ресурса.
В конце 1970-х гг. два заправщика Ту-16Н
переоборудовали для распыления
углекислоты по программе "Циклон".
Машины также эксплуатировались в
Чкаловской.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ту-16 Циклон-Н |
Размах крыльев, м |
32.99 |
Длина, м |
34.80 |
Высота, м |
10.36 |
Площадь крыла, м2 |
164.65 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
37730 |
нормальная взлетная |
72000 |
максимальная взлетная |
79000 |
Топливо, кг |
36000 |
Тип двигателя |
2 х ТРД РД-3М |
Тяга, кгс |
2 х 9500 |
Скорость, км/ч |
|
максимальная |
992 |
крейсерская |
842 |
Перегоночная дальность, км |
7200 |
Боевой радиус действия, км |
3050 |
Практический потолок, м |
15000 |
Экипаж, чел |
5 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2019
|