Начиная с 1954 г., на базе Ту-16 был создан ряд летающих лабораторий.
Самую большую группу самолетов Ту-16ЛЛ
составили универсальные летающие
лаборатории для испытаний
турбореактивных двигателей. Первым из
этих ТРД стал АЛ-7Ф, под который к 1
сентября 1955 г. переоборудовали самолет
No.1880403. Всего же для испытаний двигателей
переоборудовали девять Ту-16. При этом с
самолетов снимали все вооружение,
створки грузоотсека заменяли на
специальные обтекатели, различные по
форме в зависимости от подвешиваемого
двигателя (проводились испытания ТРД
внешним диаметром до 2 м). В грузоотсеке
монтировался подвижный механизм с
гидроприводом, который выдвигал опытный
двигатель в поток и убирал его в грузоотсек,
а также мог сбросить аварийно. Для
исключения попадания в испытуемый
двигатель посторонних предметов на
земле, при взлете и посадке входное
устройство закрывалось убирающимся
обтекателем. Ту-16ЛЛ оснащался рабочим
местом инженера-испытателя, органами
управления двигателем, контрольно-записывающей
аппаратурой, другим дополнительным
оборудованием, а в его системы вносились
необходимые изменения. За 30 лет
эксплуатации на Ту-16ЛЛ были испытаны
почти все советские ТРД 2-го и 3-го
поколений, а также многие двигатели 4-го
поколения, в т.ч.: НК-8, Д-30, Р15Б-300, Д-36, АЛ-7Ф,
Р-29, Р-95 и др.
С 1957 г. по апрель 1959 г. в ЛИИ проводились
испытания Ту-16 No.1882808, оснащенного
двигателями с реверсом тяги РД-ЗМР, что
позволило сократить длину пробега на
30-35% (с 1500 м до 950 м). По итогам этих
испытаний было создано реверсивное
устройство для Ту-104. В 1961 г. на том же Ту-16
проводились наземные испытания
шумопоглощающих сопел лепестковой и
трубчатой конструкции. Обе работы по
различным причинам не привели к
созданию серийных образцов.
Во второй половине 1950-х гг. один из
серийных Ту-16 переделали в ЛЛ для
испытаний автомата вздыбливания
основных опор шасси тяжелого
сверхзвукового бомбардировщика М-50. На
машине проводились только наземные
исследования. При создании еще одной
машины той же фирмы - высотного самолета
М-17, потребовалось проведение летных
экспериментов еще до постройки опытных
экземпляров этого аппарата. Одна из ЛЛ
на базе Ту-16, названная 17ЛЛ-1, с ноября 1978
г. использовалась для отладки высотного
двигателя РД36-51В. Другая -17ЛЛ-2 - была
создана на базе Ту-16К-10, с которого сняли
все вооружение и заменили переднюю
часть фюзеляжа, установив вместо нее
носовую часть самолета М-17 с комплектом
опытного оборудования и подвижной
пушечной установкой. В ходе испытаний
проводились стрельбы
противоаэростатными фугасно-зажигательными
боеприпасами по аэростатам-мишеням.
Несколько Ту-16 были использованы для
других видов испытаний. Так, Ту-16 со
стрелковой установкой ДК-20
предназначался для летных испытаний
пушечной установки для Ту-22. При
создании беспилотного самолета-снаряда
"121", а затем и разведчика "123" "Ястреб" в
начале 1960-х гг. на базе Ту-16 силами ОКБ-156
была оборудована ЛЛ для испытаний
телеметрической аппаратуры. Примерно в
то же время с целью ускорения отработки
комплекса К-22 для самолетов Ту-22К, Ту-22М и
Ту-95К-22 была создана летающая
лаборатория Ту-16К-22. На другой ЛЛ в ЛИИ
проводились испытания противообледенительных
систем самолетов. Для этого сверху
фюзеляжа вертикально устанавливалась
исследуемая поверхность и крепились
специальные распылительные устройства.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ту-16ЛЛ |
Размах крыльев, м |
33.0 |
Длина, м |
34.8 |
Высота, м |
10.4 |
Площадь крыла, м2 |
164.65 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
37200 |
нормальная взлетная |
72000 |
максимальная взлетная |
79000 |
Топливо, кг |
36000 |
Тип двигателя |
2 х ТРД РД-3М |
Тяга, кгс |
2 х 9500 |
Скорость, км/ч |
|
максимальная |
1050 |
крейсерская |
850 |
Перегоночная дальность, км |
7200 |
Дальность полета, км |
5925 |
Боевой радиус действия, км |
3150 |
Практический потолок, м |
12300 |
Экипаж, чел |
7 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2019
|