Проектирование учебно-тренировочного самолета Ту-22У началось в 1961
г. Год спустя приступили к заводским испытаниям первого, переделанного из
Ту-22Р, учебного самолета № 601. За кабиной контролируемого (обучаемого) пилота
разместили кабину летчика-инструктора с характерным выступающим фонарем. Сняли
кормовую стрелковую установку, претерпел изменения и состав оборудования. На
катапультируемое кресло инструктора, выбрасывавшегося в аварийной ситуации, как
и на боевых машинах, вниз, установили более мощный стреляющий механизм.
Самолет проходил заводские испытания с 4 ноября 1961-го по 28 апреля 1963 г. В
июне он в течение недели находился на специальных испытаниях в НИИ ВВС. С 23
июля начался этап государственных испытаний на другой машине, № 602. Но 27 июля
полеты всех Ту-22 запретили из-за катастрофы одного из Ту-22Р Дальней авиации
(первую машину военные потеряли 18 августа 1962 г. в ЛИИ). Спустя 19 дней
испытания продолжились и завершились 28 января 1965 г. с рекомендацией о
принятии учебной модификации на вооружение. К этому времени серийные Ту-22У уже
поступали в ВВС. Чуть позже, но в том же 1965 г., на учебные машины стали
устанавливать оборудование для дозаправки топливом в полете и более мощные ТРД
РД-7М2. Такие самолеты получили обозначение Ту-22УД.
Учебный вариант "Шила" довольно долго служил в частях ВВС и морской авиации без
существенных неполадок. Первая катастрофа учебной машины произошла 23 марта 1968
г. При выполнении предпосадочного маневра неожиданно отвалилась вся хвостовая
часть. Погибли летчики Б. Чужков, Н. Хмырев и штурман Л. Данченко. Впоследствии
выяснилось, что причиной трагедии стали усталостные трещины в конструкции
планера, возникшие в результате интенсивной эксплуатации. Немедленно весь парк
Ту-22У подвергся тщательной проверке. Самолеты, на которых выявили опасные
деформации, пошли в ремонт. Всего завод № 22 построил 46 учебных машин, включая
две опытные, переделанные из Ту-22Р.
Ту-22У построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана со стреловидным крылом (55° по передней кромке). Крыло двухлонжеронное кессонной конструкции. Механизация крыла состоит из
внутренних двухщелевых закрылков и внешних элеронов-закрылков. Горизонтальное оперение стреловидное (58°41' по передней кромке), цельноповоротное. Фюзеляж типа полумонокок с гладкой работающей
обшивкой. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Тележки основных стоек шасси убираются в гондолы на крыле. Силовая установка состоит из двух ТРД РД-7М (позже РД-7М2). Двигатели установлены в
хвостовой части в мотогондолах над фюзеляжем. Для взлёта могут применяться пороховые ускорители, крепящиеся к центроплану. Для сокращения пробега при посадке используется двухкупольный тормозной
парашют. Экипаж располагался в герметичной кабине в носовой части фюзеляжа. Кабина лётчика-инструктора со вторым управлением размещалась на месте радиста и имела выступающий вверх фонарь.
Катапультное кресло инструктора получило более мощный стреляющий механизм. Кормовая пушечная установка отсутствовала. На модификации Ту-22УД установливалось оборудования дозаправки топливом в
воздухе типа "шланг-конус".
Всего изготовлено 46 самолётов Ту-22У. Поставлялся на экспорт в Ирак и Ливию. После распада СССР несколько самолётов досталось Украине.
Модификации
: |
|
|
Ту-22У |
учебный
бомбардировщик. Выпускался с 1963 года. Изготовлено 46 самолётов.
|
Ту-22УД |
дальний.
Отличался наличием системы дозаправки топливом в полёте и
двигателями РД-7М2.
|
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ту-22У |
Размах крыльев, м |
23.65 |
Длина, м |
41.60 |
Высота, м |
10.13 |
Площадь крыла, м2 |
162.25 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
43580 |
нормальная взлетная |
69000 |
максимальная взлетная |
85000 |
топлива |
40800 |
Тип двигателя |
2 х ТРД ВД-7М |
Тяга, кгс |
|
взлетная |
2 х 10500 |
на форсаже |
2 х 16000 |
Максимальная скорость, км/ч |
1387 |
Крейсерская скорость, км/ч |
850 |
Перегоночная дальность, км |
7200 |
Практическая дальность, км |
5130 |
Боевой радиус действия, км |
3150 |
Практический потолок, м |
13250 |
Экипаж, чел |
7 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2004
|