Истрия этого самолета началась еще в 19141 году,
когда конструктор Мартти Вайнио (Martti Vainio)
работавший на государственной фирме Valtion lentokonetehdas (VL)
разработал проект учебно-тренировочного самолета для ВВС Финляндии. В
следующем году военные заказали строительство прототипа, получившего
наименования Tuuli. Все проектные работы
были завершены в 1944 году и даже началось строительство самолета,
однако загруженность производства, связанное с военными заказами не
позволила закончить Tuuli I.
В 1944 году фирма VL вошла в
состав концерна Valmet, но в этом году проект
оставался лежать на полке без внимания. Только в 1945 к нему вновь
возвратились. Инженер Тороф Эклунд (Torolf Eklund), доработал самолет
под новые требования и осенью 1948 году прототип Tuuli II
поднялся в воздух.
После двух лет испытаний ВВС Финляндии вновь изменили свои
требования - теперь им нужен был учебный самолет начальной подготовки с
посадкой инструктора и курсанта бок-о-бок. Модернизированный УТС взлетел
26 сентября 1951 года, но всего лишь через месяц в результате аварии
Tuuli II был утерян.
Последний третий вариант самолета Tuuli III (TL-III)
был заказан ВВС Финляндии (FAF)
в 1954 году. Это был полностью новый проект
в котором удалось избежать недостатков предшественников. Первый полет
самолета состоялся 31 июля 1957 года.
В ходе испытаний самолет показал хорошие летные
характеристики и управляемость. Однко и это не спасло
многострадальный проект - в конкурсе, проводимом FAF,
победил шведский Saab 91 Safir, оказавшийся дешевле и проще Tuuli
III.
Единственный прототип самолета использовался ВВС до мая
1960 года, когда после аварии его списали. После ремонта TL-III
получил гражданский регистрационный номер ОН-XTL
и был приписан к аэродрому в Мальме.
На долгие годы Tuuli III стал
последним военным самолетом разработанным в Финляндии. Только в 70-х
годах появился следующий военный самолет Valmet L-70 Vinka.