В июле 2021 года на одном из селекторных совещаний в Минобороны России глава
ведомства Сергей Шойгу заявил, что для обновления парка учебно-тренировочных
самолётов первоначальной подготовки лётчиков боевой авиации будут проведены на
конкурсной основе комплексные испытания двух перспективных моделей – Як-152 и УТС-800.
О проекте, который разрабатывает Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) информации
немного. Известно, что первый лётный экземпляр УТС-800 будет собран в декабре
2021 года на УЗГА, т.е., сравнение двух машин минобороны может провести не ранее
второй половины 2022 года - уральская машина должна для начала подняться в небо
и пройти хотя бы программу заводских доводочных испытаний. При этом надо
учитывать, что машины принципиально отличаются силовой установкой: на Як-152
установлен поршневой импортный двигатель, на УТС-800 - турбовинтовой ВК-800ПС
производства "ОДК-Климов".
Самолёт разрабатывается в соответствии с действующими авиационными правилами и
имеющимися техническими требованиями, полученными от эксплуатантов. УТС-800
позволяет обучать технике пилотирования на простой и сложный пилотаж в диапазоне
высот от 1000 до 8000 м. Самолёт сможет базироваться на ВПП с искусственным
покрытием и с грунтовых ВПП.
"УТС-800 имеет два варианта заправки топливом: для выполнения фигур высшего
пилотажа и многоцелевой. Варьируя объём заправленного топлива, можно получить
либо пилотажный самолёт для обучения фигурам высшего пилотажа, либо значительную
продолжительность полёта, например, полёты по маршрутам или патрулирование", -
рассказал главный конструктор УТС-800 Дмитрий Тиняков.
Силовая установка самолёта состоит из одного турбовинтового двигателя ВК-800СП и четырёхлопастного винта АВ-410П. Мощность на валу на взлётном режиме составляет
806 л.с. Отсек силовой установки оборудован системой пожаротушения, кроме того,
система пожарной сигнализации позволяет своевременно получить информацию о
возгорании в других отсеках самолёта.
На УТС-800 применена механическая система управления прямого действия.
Предусмотрено необходимое резервирование всех основных систем: топливной,
электроснабжения, пилотажно-навигационного оборудования и т.д. Аэродинамическая
компоновка самолёта и профилировка крыла выбиралась с целью обеспечения
предсказуемых реакций УТС-800 на грубые ошибки пилотирования. При приближении к
критическим углам атаки обеспечивается предупредительная тряска. Особое внимание
уделяется поведению самолёта в штопоре, обеспечиваются безопасные вход и выход
из штопора при выполнении учебных полётов.
Передняя опора шасси оснащена управляемым колесом, что упрощает руление и делает
маневрирование по аэродрому простым и безопасным. Реализованное в конструкции
тормозной системы раздельное торможение колёс основных опор шасси также
направлено на решение данной задачи.
Для экипажа созданы максимально комфортные условия – хороший обзор из кабины,
современная система кондиционирования и вентиляции, противоперегрузочный костюм,
кислородное оборудование для выполнения полётов на больших высотах, эффективное
светотехническое оборудование. В рамках обеспечения безопасности курсанта и
инструктора, самолёт оснащён птицестойким козырьком фонаря кабины и оборудован
комплексом средств аварийного покидания, позволяющим покинуть машину во всем
диапазоне высот и скоростей, в том числе на земле.
Конструкция планера самолёта преимущественно выполнена из отечественных
полимерных композиционных материалов, обеспечивающих весовую и экономическую
эффективность, высокую технологичность, большой ресурс и срок службы
конструкции.
Тандемная компоновка кабины обеспечивает полностью самостоятельную работу
курсанта с оборудованием кабины, при этом с учетом реализованной приоритетности
управления у инструктора есть полный контроль над действиями курсанта. В
процессе обучения инструктор может имитировать отказ комплекса бортового
оборудования, вести обучение технике пилотирования в простых и сложных
метеоусловиях, обучать простому и сложному пилотажу, включая полеты на штопор.
"УЗГА в рамках проекта УТС-800 ведёт разработку комплексного решения,
обеспечивающего подготовку лётного и технического состава в небе и на земле, а
также эффективную эксплуатацию и техническое обслуживание самолёта. – говорит
Дмитрий Тиняков. - В составе учебно-тренировочного комплекса УТС-800
предусмотрено создание не только самого самолёта, но также технических средств
обучения в составе тренажёра и учебного класса для лётного и технического
состава, средств наземного обслуживания и средств объективного контроля", -
отметил он.
УТК УТС-800 может использоваться в государственных лётных учебных заведениях, в
аэроклубах ДОСААФ, а также в других учебных центрах для своевременного отбора на
этапах первоначальной и базовой подготовки будущих профессиональных лётчиков с
экономией десятков миллионов рублей на повышенную лётную подготовку каждого из
них.