После войны
практически все чехословацкие авиационные фирмы были национализированы.
Для "мозгового" штурма было решено объединить усилия инженеров
этих фирм. Штаб квартирой этого объединения стало одно из зданий
компании Aero. Группы конструкторов работающие
над продолжением фирменных проектов были разбиты на группы по
направлениям - LA (Letov), LB (Aero), LC (Praga), LD (Beneš), LE (Avia),
LF (планеры) и LG (Otrokovice).
В середине 1940-х
Министерств обороны Чехословакии опубликовало
спецификацию на новый учебно-тренировочный самолет, предназначенный для
замены устаревших Aero C-2 (Ar.96).
В конкурсе на эту спецификацию приняли участие две
"фирмы" - Avia с проектом
XLE-10 и Letov c XLA-54.
Проект XLE-10 возглавил инженер
Томаш (Tomáš). Оба прототипа стоились на заводе Aero
и выглядели как братья. Первый полет прототипа фирмы
Avia состоялся в июле 1950 года. Первоначально
планировалось установить на самолет новый двигатель M-446 (V-12),
но он был еще не готов и прошлось довольствоваться
M-411 (копия немецкого Argus As.411).
Для подготовки военных пилотов на самолет установили синхронизированный
7.92-мм пулемет MG 17 с прицелом
Revi C 12D b и боезапасом
300 патронов, фотопулемет G-45 и четыре узла подвески ETC-50
для легких
бомб общей массой 140 кг.
После сравнительных испытаний военные выбрали
победителем XLE-10 (летные
характеристики у самолетов были практически одинаковыми, но конструкция
XLE-10 был более совершенной), а его конкурент
был пущен на слом. К этому времени уже был готов и новый двигатель -
M-446. Ремоторизированный вариант, получивший
обозначение XLE-110, поднялся в
воздух 10 августа 1951 года.
Испытания самолета проходили успешно и даже был
согласован предварительный заказ на производство серийных самолетов
LE-110. Но 11 декабря в ходе очередного
испытательного полета самолет потерпел катастрофу - оба
летчика-испытателя погибли. Это трагическое событиен сильно ударило по
престижу нового УТС. В результате весной следующего года проект был
закрыт, а основным учебно-тренировочным самолетом чехословацких ВВС был
выбран советский Як-11.