Як-152 - это поршневой учебно-тренировочный самолет первоначальной подготовки
и профессионального отбора летчиков на ранней стадии обучения. Летательный
аппарат входит в состав учебно-боевого комплекса Як-130 и включает в себя также
процедурный тренажер, учебный компьютерный класс, и средства объективного
контроля. Самолет Як-152 был разработан специалистами ОАО "ОКБ им. А.С.
Яковлева", которое сегодня входит в состав ПАО "Корпорация "Иркут".
Первый учебно-тренировочный самолет Як-152 был построен на Иркутском авиационном
заводе - филиале ПАО "Корпорация "Иркут". Разработчики данной модели опирались
на богатый опыт ОКБ им. А. С. Яковлева в проектировании авиационной техники
учебного назначения. С 1935 года в нашей стране и за ее пределами было
произведено более 22 тысяч учебных поршневых самолетов данного КБ: УТ-2, Як-11,
Як-18, Як-52. Разработка и подготовка производства учебно-тренировочного
самолета Як-152 основаны на использовании новейших российских конструкторских
решений и разработок в области малой авиации.
29 сентября 2016 года на аэродроме Иркутского авиационного завода состоялся
первый полет учебно-тренировочного самолета первоначальной летной подготовки
Як-152. Самолет поднял в небо летчик-испытатель 1-го класса ОАО "ОКБ им. А. С.
Яковлева" Василий Севастьянов. По его словам, полетное задание было выполнено в
полном объеме, самолет вел себя нормально. По словам главкома ВКС России Виктора
Бондарева, испытания самолета должны быть завершены до марта 2017 года, после
чего Як-152 планируется запустить в серийное производство.
В июне 2016 года Министерство обороны Российской Федерации заказало 150
самолетов Як-152, которые предназначены для первичного обучения будущих военных
летчиков. Серийное производство данной модели разворачивается на мощностях
Иркутского авиационного завода. Общая потребность Минобороны России в самолетах
Як-152 оценивается экспертами в 250-300 единиц. ДОСААФ России может закупить еще
более 100 таких самолетов для своих учебных центров. 16 марта 2016 года ДОСААФ
Республики Беларусь заключило рамочный договор на поставку учебно-тренировочных
самолетов Як-152 для своих структур, количество закупаемых в рамках данного
договора самолетов не уточняется.
История учебно-тренировочного самолета Як-152 разработки ОКБ имени А. С.
Яковлева, предназначенного для первоначальной летной подготовки курсантов
военно-воздушных сил, берет начало еще в 1990-е годы. Тогда самолет предлагался
в связке с проектировавшимся на тот момент реактивным самолетом повышенной
подготовки - перспективным учебно-тренировочным комплексом УТК-Як, который
позднее получил обозначение Як-130. Новый самолет предполагалось создать на базе
двухместного спортивно-пилотажного и учебно-тренировочного Як-54, который
строился в 1994-2002 годах на Саратовском авиационном заводе, где было
произведено 14 экземпляров данной машины. Позднее с 2008 года по крайней мере
еще 5 самолетов Як-54 было выпущено Арсеньевской авиационной компанией
"Прогресс" имени Н. И. Сазыкина. Первоначально новый проектируемый самолет
обозначался, как Як-54М, но в 2000 году его решено было переименовать в Як-152.
Таким образом подчеркивалось, что машина должна стать преемником популярной и
очень известной "летающей парты" Як-52.
В 2001 году проект самолета Як-152 принял участие в конкурсе, проводимом
Минобороны России на новый самолет первоначальной летной подготовки. Основным
соперником выступал Су-49, спроектированный специалистами ОКБ Сухого. Несмотря
на тот факт, что конкурс состоялся, финансирования на дальнейшую разработку и
строительство самолетов заказчиком выделено не было. В качестве временной меры
яковлевцы предлагали провести модернизацию ранее произведенных в стране
самолетов Як-52 до версии Як-52М. Модернизированный учебный самолет с
обновленным приборным оборудованием, новым фонарем кабины с улучшенным обзором и
двигателем М-14Х с воздушным винтом MTV-8 впервые поднялся в небо 16 апреля 2004
года, а весной следующего года успешно прошел государственные испытания. Самолет
также отличался увеличенным запасом топлива и установленной системой спасения
экипажа СКС-94М. Серийную модернизацию уже выпущенных Як-52 до версии Як-52М
планировалось осуществлять на 308-м авиаремонтном заводе в Иваново, но и эти
планы в тех условиях осуществить так и не удалось.
Примерно в то же время неподдельный интерес к российскому проекту проявили в
КНР, где вопрос разработки нового самолета первоначальной подготовки летчиков
стоял не менее остро, чем в Российской Федерации. Уже в 2006 году Пекином был
заключен контракт с ОКБ им. А. С. Яковлева, специалисты которого выступили
консультантами своих коллег из компании Hongdu. Они помогли им разработать новый
УТС, получивший обозначение L-7 (российский прототип китайского самолета носил
обозначение Як-152К). Первый китайский опытный самолет L-7 был собран компанией
Hongdu осенью 2010 года, в ноябре того же года учебный самолет дебютировал на
авиасалоне, проходившем в Чжухае.
Дело с российской версией самолета сдвинулось с мертвой точки только в 2013
году, когда появились первые сведения о том, что к теме нового самолета
первоначальной летной подготовки летчиков готовы вернуться в Минобороны России.
17 марта 2014 года на официальном портале госзакупок появилось извещение о
проведении конкурса на выполнение ОКР "Разработка учебно-тренировочного
комплекса первоначальной летной подготовки летчиков на базе
учебно-тренировочного самолета Як-152 для нужд Министерства обороны РФ". По
итогам проведенного 30 мая того же года конкурса Минобороны РФ заключило
госконтракт с ОАО "ОКБ им. А.С. Яковлева". Стоимость заключенного контракта
составила 300 миллионов рублей, срок выполнения - конец 2016 года.
Учебно-тренировочный самолет Як-152 представляет собой двухместный одномоторный
моноплан, выполненный по классической аэродинамической схеме с
низкорасположенным крылом, убирающимся в полете трехопорным шасси с носовым
колесом и современным 12-цилиндровым дизельным двигателем RED A03T, работающим
на авиационном керосине. Амортизационные качества опор шасси самолета с шинами
низкого давления, а также небольшие длины разбега при взлете и пробега при
посадке позволяют эксплуатировать Як-152 даже с небольших по размерам грунтовых
аэродромов.
Планер самолета Як-152 является цельнометаллическим за исключением обшивки рулей
и элеронов, которые произведены из углепластиков.
Цельнометаллический фюзеляж полумонокок был усилен четырьмя лонжеронами.
Неразъемное однолонжеронное крыло самолета набрано из двояковыпуклых
асимметричных профилей и снабжено выдвижными закрылками и элеронами, улучшающими
взлетно-посадочные характеристики самолета. Несущая поверхность крепится к
фюзеляжу в 4-х точках, которые расположены на лонжероне и задней стенке.
Установленное на борту самолета оборудование позволяет начинающим летчикам
приобретать необходимые навыки обращения с современным пилотажно-навигационным и
прицельным оборудованием, а также средствами радиосвязи. Для
учебно-тренировочного самолета Як-152 была выбрана тандемная схема расположения
членов экипажа в двухместной кабине: переднее место предназначено для
пилота-ученика, заднее место - для инструктора. Як-152 может пилотировать и один
член экипажа как с переднего, так и с заднего места. Особенностью машины
является уникальная система катапультирования СКС-94М, которая позволяет
обеспечить безопасное аварийное покидание самолета членами экипажа.
Простота конструкции самолета, высокая надежность, подходы к агрегатам и
коммуникациям установленных систем обеспечивают высокий уровень удобства
технического обслуживания Як-152 с минимальными затратами на подготовку к
совершению полетов при использовании минимального объема общедоступных
аэродромных средств. Аэродинамическая компоновка крыла, формы в плане и
профилировка учебно-тренировочного самолета Як-152 были выбраны конструкторами
из условия обеспечения функций первоначального обучения и подготовки летчиков.
Самолет Як-152 предназначен для обучения курсантов технике пилотирования и
основам навигации, отработке навыков простого, сложного и высшего пилотажа, а
также технике пилотирования самолета в составе группы. Самолет обеспечивает
успешное решение ключевых задач первоначальной летной подготовки в дневных и
ночных условиях. Данная машина позволяет обеспечить профессиональный отбор,
последующее обучение и подготовку начинающих летчиков как в военных, так и в
гражданских пилотажных центрах, летчиков-спортсменов в ДОСААФ. Эксплуатировать
самолет будут и в летных училищах, и в аэроклубах по всей стране.
Основные направления обучения на самолете Як-152:
- техника пилотирования, которая включает простой, сложный и высший пилотаж;
- основы навигации;
- выполнение штопора и вывод машины из него;
- техника пилотирования по приборам при совершении полета по маршруту и заходе
на посадку с использованием аэродромных радиотехнических систем посадки;
- техника пилотирования самолета в составе группы днем в простых метеоусловиях,
а также за облаками;
- действия летчика в особых случаях.
Авионика учебно-тренировочного самолета Як-152 обеспечивает:
- отображение важной информации на современных цветных многофункциональных
индикаторах;
- трехкратное резервирование пилотажно-навигационного оборудования;
- регистрацию всей информации о параметрах полета и работе систем самолета, а
также запись переговоров членов экипажа на защищенный бортовой накопитель;
- автоматический ответ на запрос средств радиолокационной системы
государственного опознавания и вторичных радиолокаторов системы УВД (управления
воздушным движением).
Учебно-тренировочный самолет первоначальной летной подготовки Як-152 является
новым направлением развития учебной авиации корпорации "Иркут". К плюсам данной
машины, безусловно, можно отнести то, что самолет может эксплуатироваться даже с
небольших грунтовых аэродромов, прочность грунта на которых не ниже 5 кг/см2.
Также достоинством является возможность хранения учебного самолета вне ангара.
Расчетный ресурс Як-152 составляет не менее 10 тысяч часов полета или 30 лет
эксплуатации и 30 тысяч посадок. Агрегаты, системы и оборудование Як-152 могут
эксплуатироваться "по состоянию".