Первый чемпионат мира по высшему
пилотажу, состоявшийся в Праге в 1960 году, стимулировал быстрое развитие этого
вида авиационного спорта. Еще в 60-х годах высший пилотаж считался всего-навсего
элементом летной подготовки и эффектным показательным номером на воздушных
парадах. Теперь же надо было на международных стартах защищать
авиационно-спортивный престиж страны. Чемпионат показал, что победа на
международных соревнованиях зависит не только от искусства пилота, но и от его
машины. Началось быстрое совершенствование самолетов для высшего пилотажа, стали
появляться специальные акробатические спортивные машины. В нашей стране в то
время на базе Як-18А был разработан и построен одноместный спортивно-пилотажный
самолет Як-18АП. Вскоре он был модифицирован: кабина перенесена вперед, а шасси
выполнено полностью убирающимся, причем стойки главного шасси складывались вдоль
размаха по направлению к фюзеляжу, а не вдоль хорды крыла, как на Як-18А.
Самолет под названием Як-18П строился серийно. Успех наших спортсменов,
выступавших в Испании на Як-18П, подтвердил, что советские конструкторы
находятся на правильном, пути, однако выявились м существенные недостатки
летательного аппарата. Модификация самолета была поручена группе молодых инженеров ОКБ А.С.Яковлева -
недавних выпускников Московского авиационного института. На самолете, названном Як-18ПМ, поставлен новый двигатель АИ-14РФ мощностью 300 л.с. вместо АИ-14Р в
260 л.с; угол V-образности крыла для повышения поперечной устойчивости в
перевернутом полете был уменьшен; усилены некоторые элементы конструкции и
изменена площадь компенсации рулевых поверхностей. Кабина пилота была сдвинута
назад, чтобы в полете летчик мог видеть крыло на фоне линии горизонта и землю за
задней кромкой крыла. Такой обзор создавал пилоту неоспоримые тактические
преимущества при выполнении комплекса над площадкой ограниченных размеров,
заднее расположение кабины впоследствии стало непременным для лучших
спортивно-пилотажных самолетов. Як-18ПМ имел ферменный фюзеляж, сваренный из
стальных труб. На ферме крепилась легкая дюралевая опалубка, хвостовая часть
обшивалась полотном. Обшивку носовой части составляли большие съемные дюралевые
панели - люки. Они облегчали доступ ко всем элементам оборудования и конструкции
фюзеляжа. Двухлонжеронное металлическое крыло представляло собою центроплан с
двумя отъемными консолями, которые имели внутренние расчалки и обшивались
полотном. Подкосно-расчалочное хвостовое оперение дюралевой конструкции с
полотняной обшивкой. Шасси самолета трехколесное с носовым колесом полностью
убиралось в крыло и фюзеляж. Самолет снабжался тормозным щитком, расположенным
на центроплане, который приводился в действие кнопкой на ручке управления.
Впоследствии выяснилось, что введение в действие тормозного щитка искажает
рисунок фигуры; в результате он был уменьшен, а потом и вообще снят. Пилотажные качества Як-18ПМ успешно демонстрировались на IV чемпионате мира в
Москве, состоявшемся в 1966 году. Тогда наши спортсмены с большим отрывом
опередили своих соперников. Абсолютным чемпионом мира стал советский спортсмен
В.Мартемьянов. Среди женщин победу одержала Г.Корчуганова. Самолет получил
высокую оценку иностранных специалистов и летчиков, которым в Тушино по
окончании соревнований была предоставлена возможность опробовать Як-18ПМ в
воздухе. Эти машины интенсивно эксплуатировались в аэроклубах в течение десяти
лет. На базе Як-18ПМ был выпущен самолет Як-18ПС, главные его конструктивные
особенности - хвостовое колесо и предельно сокращенное оборудование. Самолет
оказался на 100 кг легче своего предшественника. На этих машинах
летчики-спортсмены СССР приняли участие в VI чемпионате мира в Англии.
Абсолютное первенство тогда завоевали наши спортсмены - И.Егоров и С.Савицкая.
Модификации
: |
|
|
Як-18ПМ |
вариант 1965г. для высшего пилотажа с двигателем Аи-14РФ мощностью 300 л.с., со смещенной назад кабиной; победитель
чемпионата мира по высшему пилотажу 1966г. в Тушино. |
Як-18ПС |
аналогичен варианту Як-18ПМ, но оснащен убирающимся шасси с хвостовым колесом; первый полет совершил в 1969г. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Як-18ПМ |
Размах крыла, м |
10.60 |
Длина самолета,м |
8.00 |
Высота самолета,м |
2.20 |
Площадь крыла,м2 |
17.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
810 |
максимальная взлетная |
1110 |
Внутренне топливо, л |
130 |
Тип двигателя |
1 ПД Прогресс АИ-14РФ |
Мощность, л.с. |
1 х 300 |
Максимальная скорость, км/ч |
320 |
Крейсерская скорость, км/ч |
285 |
Практическая дальность, км |
400 |
Практический потолок, м |
4000 |
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2012
|