Уже через три дня после первого вылета
опытных И-300 и Як-15, 29 апреля 1946 г., вышло Постановление Совмина
№952-397, в котором Яковлеву поручалось построить новый одноместный
истребитель с двигателем РД-10 и улучшенной аэродинамикой. По заданию
самолет должен был развивать максимальную скорость 850 км/ч на высоте 5000 м
и обладать увеличенной до 700 км дальностью полета.
Эскизный проект машины с условным
обозначением Як-17-РД10 закончили быстро. Внешне она напоминала
своего предшественника Як-15, но отличалась от него новым крылом,
скомпонованным из скоростных ламинизированных профилей ЦАГИ, переделанным
оперением, катапультируемым сиденьем с бронеспинкой, наличием лобового
бронестекла толщиной 55 мм. Пришлось разработать и новое шасси, т.к. старое
не умещалось в тонком крыле. Теперь основные опоры крепились к силовым
элементам фюзеляжа и убирались назад в фюзеляжные ниши с поворотом на 180°
вокруг продольной оси стойки. Использовались основные колеса размером
600x180 мм и хвостовое металлическое -230x180 мм, колея шасси уменьшилась до
2 м.
Самолет построили к 3 сентября 1946 г. 26
сентября, после завершения наземных испытаний, летчик ОКБ-115 Климушкин
выполнил на нем несколько рулежек, однако в воздух самолет поднимать так и
не стали. В то время Як-15 уже строился серийно, и было признано, что его
развитием должна стать машина, оснащенная шасси с носовой стойкой. Под
обозначением Як-17 в дальнейшем строился другой истребитель.
9 июля 1946 г. Совмин выпустил Постановление
№1498-665 о создании учебно-тренировочных самолетов с двойным управлением
для переучивания "летного состава истребительной авиации на новую реактивную матчасть". Соответствующий приказ МАП №525 был издан 6 августа. В нем
ОКБ-115 предписывалось создать двухместный самолет на базе истребителя "с
двигателем ЮМО-004 (РД)" и предъявить его на Госиспытания 1 ноября 1946г.
Взлетно-посадочные характеристики машины должны были соответствовать
одноместному прототипу. "Каждая кабина летчика по своему оборудованию должна
полностью обеспечивать пилотирование самолета. На учебно-тренировочных
самолетах разрешается иметь уменьшенное вооружение, а при необходимости -
уменьшение максимальной скорости".
В ОКБ-115 учебно-тренировочный самолет
сначала получил обозначение Як-ЮМО "вывозной", затем Як-15В ("вывозной"),
Як-15УТ, но в конечном итоге ему присвоили официальное обозначение Як-21
(иногда встречается Як-21В). Вооружение на этой машине не устанавливали, а
на месте фюзеляжного бака разместили вторую кабину для курсанта. Обе кабины
закрывались каплевидным фонарем с двумя сдвижными частями.
Как уже отмечалось выше, опытная "спарка"
строилась в Тбилиси. В связи с жесткими сроками передачи самолета на Госиспытания его заложили даже раньше, чем одноместные Як-15 малой серии.
Первую спарку Як-21 с хвостовой опорой шасси и ставшую первой серийной
машиной 31-го завода, впервые поднял в воздух в апреле 1947-го летчик
П.У.Фокин.
Кроме того, заводу №31 до конца апреля 1947 г. следовало выпустить еще 25 самолетов с двойным управлением. Однако по разным
причинам ни одно из этих заданий в срок выполнить не удалось. Первый полет по программе заводских испытаний летчик П.У.Фокин выполнил на Як-21 только 5 апреля 1947 г. В
воздухе машина вела себя хорошо, однако очень быстро стало очевидным, что разработанный к тому времени другой вариант "спарки" Як-21Т в большей
степени соответствует требованиям военных, и работы по самолету остановили.