Уголок неба ¦ Яковлев Як-23УТИ

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная послевоенная авиация разные
   Як-23УТИ
       
Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1949
Тип: Учебно-тренировочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Создание двухместного учебно-тренировочного УТИ Як-23 традиционно велось с отставанием от боевого варианта. Сначала конструкторы попытались обойтись минимальными доработками истребителя, организовав позади существовавшей кабины еще одну для инструктора. Как и большинство УТС, этот самолет имел сокращенный состав оборудования и вооружения (один 12,7-мм пулемет УБ). В опытную "спарку" переделали первый прототип Як-23, при этом за самолетом сохранили заводской No.115001, но бортовой сменили на желтый "50", а вместо "тройки" на руле поворота нанесли желтую "двойку".

Первоначальный вариант оказался неудачным, прежде всего из-за недостаточного обзора с рабочего места инструктора. Машину дорабатывали еще несколько раз и в конечном итоге существенно переделали. Обе кабины сдвинули вперед, фюзеляж удлинили на 200 мм, кресло инструктора подняли, а сдвижную часть фонаря его кабины сделали выпуклой. На небольшом самолете кабины получились тесными, но все же такой вариант УТИ Як-23 получил наконец-то одобрение летчиков-испытателей.

Во время летных испытаний удалось достигнуть продолжительности полета с использованием ПТБ - 1 ч 50 мин, максимальной скорости на высоте 5000 м - 850 км/ч, а скороподъемность оказалась почти равной показателям исходного истребителя. Доработки и испытания УТИ Як-23 силами ОКБ продолжались до конца 1950 г., когда боевой вариант самолета уже снимался с производства. Кроме того, в части ВВС стали поступать МиГ-15УТИ, поэтому необходимость в учебном варианте "двадцать третьего" отпала, и самолет не стали даже передавать на ГИ.

Опытный УТИ Як-23 впоследствии использовался для проведения Госиспытаний катапультного кресла, разработанного ОКБ-115. Когда самолет поступил в ГК НИИ ВВС, его поставили в ангар, и представители яковлевской фирмы стали стращать военных опасными для здоровья последствиями неосторожного обращения с катапультой. Один из специалистов ОКБ начал инструктаж, лихо оседлал борт кабины, поставил ногу на сиденье и захотел, по-видимому, что-то показать. В это время катапульта выстрелила, кресло долетело почти до крыши ангара и упало на самолет, почти не повредив его. Инженеру повезло меньше, для него инцидент закончился тяжелым переломом ноги. Склонные к черному юмору аэродромные весельчаки тут же вспомнили англичан, у которых при испытаниях "Метеора" произошел аналогичный случай.

В 1951 г. первые двенадцать Як-23 получила и Румыния. Один Як-23 в 1956 г. румыны переделали в "спарку". Проект был разработан в Авиационном военном институте, расположенном в Пипере. Самолет получил обозначение Jak-23DC (doubla comanda - т.е. с двойным управлением). Передняя кабина осталась на своем месте, а за ней создали вторую. Вооружения самолет не имел.

 

 

 



 ЛТХ:
Модификация   Як-23УТИ
Размах крыла, м   8.73
Длина, м   8.33
Высота, м   3.30
Площадь крыла, м2   13.70
Масса:  
  пустого   2220
  взлетная масса   3410
Тип двигателя   1 ТРД РД-500
Тяга, кН   1 х 15,59
Максимальная скорость, км/ч   860
Крейсерская скорость, км/ч   760
Практическая дальность, км  
Практически потолок, м   14000
Экипаж, чел   2
Вооружение:   один 12,7-мм пулемет УБ


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Первый вариант Як-23УТИ
 Первый вариант Як-23УТИ
 Второй вариант Як-23УТИ
 Второй вариант Як-23УТИ
 Второй вариант Як-23УТИ
 Як-23УТИ в полете
 Як-23УТИ на Ходынке
 Румынский Jak-23DC
 Окончательный вариант кабин Як-23УТИ
 Окончательный вариант кабин Як-23УТИ
 Кабина пилота Як-23УТИ

  Схемы:

 Як-23УТИ

  Варианты окраски:

 Як-23УТИ  (с) Валентин Ветлицкий
 Jak-23DC ВВС Румынии  (с) Валентин Ветлицкий

 



 

Список источников:

Авиация и Время 2003-02. Ефим Гордон. Реактивные первенцы Яковлева
Крылья Родины. Николай Якубович. Реактивное "перо"
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970
Putnam. Bill Gunston, Yefim Gordon. Yakovlev Aircraft since 1924
Yellow Series 6124. Marian Mikolajczuk. Yakovlev Yak-23
Yefim Gordon. Early Soviet Jet Fighters


Уголок неба. 2017 



 

  Реклама: