Создание двухместного учебно-тренировочного УТИ Як-23 традиционно велось с
отставанием от боевого варианта. Сначала конструкторы попытались обойтись
минимальными доработками истребителя, организовав позади существовавшей кабины
еще одну для инструктора. Как и большинство УТС, этот самолет имел сокращенный
состав оборудования и вооружения (один 12,7-мм пулемет УБ). В опытную "спарку"
переделали первый прототип Як-23, при этом за самолетом сохранили заводской No.115001, но бортовой сменили на желтый "50", а вместо "тройки" на руле поворота
нанесли желтую "двойку".
Первоначальный вариант оказался неудачным, прежде всего из-за недостаточного
обзора с рабочего места инструктора. Машину дорабатывали еще несколько раз и в
конечном итоге существенно переделали. Обе кабины сдвинули вперед, фюзеляж
удлинили на 200 мм, кресло инструктора подняли, а сдвижную часть фонаря его
кабины сделали выпуклой. На небольшом самолете кабины получились тесными, но все
же такой вариант УТИ Як-23 получил наконец-то одобрение летчиков-испытателей.
Во время летных испытаний удалось достигнуть продолжительности полета с
использованием ПТБ - 1 ч 50 мин, максимальной скорости на высоте 5000 м - 850
км/ч, а скороподъемность оказалась почти равной показателям исходного
истребителя. Доработки и испытания УТИ Як-23 силами ОКБ продолжались до конца
1950 г., когда боевой вариант самолета уже снимался с производства. Кроме того,
в части ВВС стали поступать МиГ-15УТИ, поэтому необходимость в учебном варианте
"двадцать третьего" отпала, и самолет не стали даже передавать на ГИ.
Опытный УТИ Як-23 впоследствии использовался для проведения Госиспытаний
катапультного кресла, разработанного ОКБ-115. Когда самолет поступил в ГК НИИ
ВВС, его поставили в ангар, и представители яковлевской фирмы стали стращать
военных опасными для здоровья последствиями неосторожного обращения с
катапультой. Один из специалистов ОКБ начал инструктаж, лихо оседлал борт
кабины, поставил ногу на сиденье и захотел, по-видимому, что-то показать. В это
время катапульта выстрелила, кресло долетело почти до крыши ангара и упало на
самолет, почти не повредив его. Инженеру повезло меньше, для него инцидент
закончился тяжелым переломом ноги. Склонные к черному юмору аэродромные
весельчаки тут же вспомнили англичан, у которых при испытаниях "Метеора"
произошел аналогичный случай.
В 1951 г. первые двенадцать
Як-23 получила и Румыния. Один Як-23 в 1956 г. румыны переделали в "спарку". Проект был разработан в
Авиационном военном институте, расположенном в Пипере. Самолет получил
обозначение Jak-23DC (doubla comanda - т.е. с двойным управлением). Передняя
кабина осталась на своем месте, а за ней создали вторую. Вооружения самолет не
имел.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Як-23УТИ |
Размах крыла, м |
8.73 |
Длина, м |
8.33 |
Высота, м |
3.30 |
Площадь крыла, м2 |
13.70 |
Масса: |
|
пустого |
2220 |
взлетная масса |
3410 |
Тип двигателя |
1 ТРД РД-500 |
Тяга, кН |
1 х
15,59 |
Максимальная скорость, км/ч |
860 |
Крейсерская скорость, км/ч |
760 |
Практическая дальность, км |
|
Практически потолок, м |
14000 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
один 12,7-мм пулемет УБ |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2017
|