Спортивно-пилотажный самолёт Як-50 разработан в ОКБ А.С.Яковлева в 1972 году под руководством В.П.Кондратьева. Было решено сохранить аэродинамическую
схему Як-18ПС, но уменьшить габаритные размеры. Конструкция стала цельнометаллической. Применён более мощный двигатель М-14П. Серийное производство началось в 1976 году на Арсеньевском
авиазаводе.
Як-50 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок. Крыло прямое,
трапецевидное в плане. Шасси трёхопорное с хвостовым колесом. Основные стойки в полёте поджимаются к крылу. Силовая установка состоит из поршневого 9-цилиндрового звездообразного двигателя
воздушного охлаждения М-14П конструкции А.Г.Ивченко с двухлопастным воздушным винтом изменяемого шага. Кабина пилота закрыта каплевидным фонарём. Запас топлива располагался в одном фюзеляжном
баке. Для перелётов предусмотрена установка в фюзеляже дополнительного топливного бака.
Як-50 впервые принял участие в международных соревнованиях в 1976 году. Тогда на товарищеских соревнованиях по высшему пилотажу команд
социалистических стран в Чехословакии сборная СССР на Як-50 одержала командную победу по всем трём упражнениям. Из 30 призовых мест советские спортсмены завоевали 23, в том числе 8 первых.
Высокие лётные качества наиболее полно проявились во время 8 чемпионата мира по высшему пилотажу в августе 1976 года в Киеве на аэродроме "Чайка". На этих соревнованиях советские спортсмены
завоевали 9 золотых, 8 серебряных и 6 бронзовых медалей. В.Лецко и Л.Леонова стали абсолютными чемпионами мира. В 1977 году на Як-50 была одержана победа на соревнованиях социалистических стран
в Киеве и первом чемпионате Европы во Франции. Лётчиками О.Булыгиным и С.Е.Савицкой на Як-50 установлен ряд мировых рекордов скорости и скороподъёмности.
Поставлялся на экспорт в Австралию, Великобританию, ГДР, Данию, Чехословакию, Польшу. На базе спортивного Як-50 разработан двухместный
учебно-тренировочный самолёт Як-52.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Як-50 |
Размах крыла, м |
9.50 |
Длина самолета,м |
7.68 |
Высота самолета,м |
3.16 |
Площадь крыла,м2 |
15.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
765 |
максимальная взлетная |
900 |
Внутренне топливо, л |
55 + дополнительно 120 л в 2 баках |
Тип двигателя |
1 ПД ВМКБ ( Велденеев) М-14П |
Мощность, л.с. |
1 х 360 |
Максимальная скорость, км/ч |
420 |
Крейсерская скорость, км/ч |
320 |
Практическая дальность, км |
495 |
Продолжительность полета, ч.мин |
0.48 (без дополнительного топлива) |
Практический потолок, м |
5500 |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
9 |
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|