16 апреля 2004 года в г. Иваново на аэродроме Министерства обороны РФ совершил
первый полет модернизированный учебно-тренировочный спортивный самолет Як-52М.
Модернизацию самолета по требованиям и контракту с МО РФ проводило ОКБ им. А.С.
Яковлева совместно с авиаремонтным заводом г. Иваново. Самолет пилотировал
летчик-испытатель ОКБ им. А.С. Яковлева О.О. Кононенко. Полет продолжался около
30 минут. Летчик положительно оценил поведение самолета в воздухе и доработки,
выполненные в процессе модернизации этого известного во всем мире летательного
аппарата. В процессе летных испытаний самолет должен был выполнить полеты в том
числе и с участием летчиков заказчика. 29 сентября 2004 года заводские летные
испытания в Иванове были завершены. Испытания проводились с участием
специалистов и летчиков ВВС РФ.
Согласно тактико-техническому заданию на модернизацию Як-52, заказчик, в
частности, пожелал оснастить машину катапультными креслами пилотов СКС-94МЯ
разработки "НПО "Звезда". Это обстоятельство потребовало разработки нового
фонаря со шторками для слепого полета и допускающего аварийное покидание через
его остекление.
Так же требовалось доработать крыло, установив в его корневой части генераторы
вихрей. Это сделано для того, чтобы в случае потери скорости самолет сваливался
не на крыло, а, опустив нос, переходил в пикирование. Если учесть, что в кабине
самолета находится неопытный курсант, то последнее обстоятельство значительно
повысит безопасность полета.
Двигатель требовалось заменить на М-14Х с трехлопастным винтом МТV-9, а емкость
бензобаков довести до 200 л, что позволит увеличить дальность до 900 км.
Самолет Як-52М предназначен для проведения профессионального отбора и
первоначальной летной подготовки будущих летчиков, а также подготовки
летчиков-спортсменов. Як-52М представляет собой двухместный одномоторный
моноплан классической аэродинамической схемы с низко расположенным крылом,
убирающимся трехопорным шасси с носовым колесом, двигателем М-14Х. Имеет
тандемное расположение членов экипажа.
Применение пневматиков низкого давления, небольшие длины разбега и пробега
позволяют эксплуатировать самолет на небольших грунтовых аэродромах. Высокая
надежность, простота конструкции, подходы к агрегатам и коммуникациям систем
обеспечивают удобство обслуживания с минимальными затратами на подготовку к
полетам при использовании минимума общедоступных аэродромных средств.
Самолет Як-52М является модернизацией самолета Як-52 и отличается следующим:
-
заменено свыше 50%
бортового оборудования, что обеспечивает полеты днем в сложных и
ночью в плохих метеоусловиях;
-
установлен новый фонарь
для обеспечения безопасного покидания с помощью системы спасения;
-
установлена система
спасения СКС-94МЯ, которая обеспечивает аварийное покидание самолета
членами экипажа;
-
в конструкции крыла
выполнены баки-кессоны, что позволило увеличить дальность полета до
900 км;
-
увеличена площадь руля
направления;
-
установлена шторка
слепого полета;
-
установлен
трехлопастный воздушный винт МТV-9;
-
модернизировано крыло
для обеспечения безопасного сваливания на нос.
Кроме замены бортового оборудования, требовалось оснастить машину аккумулятором
12САМ-18А и светотехническим оборудованием, необходимым для полетов ночью. Не
забыли и о ресурсе машины, который требовалось довести до 3000 летных часов.
Результаты испытаний положительны. По оценке летчиков-испытателей, самолет
получился хорошим. Он позволяет производить первоначальное обучение полетам
будущих военных летчиков и летчиков-спортсменов как в дневных, так и в ночных
условиях. Самолет обеспечивает также подготовку военных летчиков к полетам на
сваливание и все виды штопоров (нормальный крутой, нормальный плоский,
перевернутый).
Доработки самолета Як-52М получили положительную оценку летным и инженерным
составом. Установка аэродинамических гребней на нижней поверхности крыла, по
предварительным данным, привела к улучшению характеристик сваливания.
Модернизированный Як-52М предназначен для обучения курсантов летных училищ. Он
позволяет выполнять полеты ночью, а также в сложных метеорологических условиях.
Не зря говорят, что все новое - хорошо забытое старое. К счастью, большинство
отечественных пилотов не забыли ветеран Як-52, практически все вспоминают о нем
с теплотой, а некоторые и сейчас на нем летают. Думается, накопленный задел
эксплуатационной информации позволил разработчикам, сохранив все лучшее,
устранить недостатки предыдущей машины, обновить и осовременить самолет, идя
навстречу возрастающим требованиям пилотов по безопасности, комфорту, пилотажным
возможностям.
Стоимость переоборудования одного самолета Як-52М составит, по оценкам
специалистов, $35-45 тыс.
Работы по самолету были остановлены в пользу более
перспективного Як-152. Дальше постройки первого прототипа дела не пошли. На 2014
год единственный Як-52М в полуразобраном состоянии находился на территории
аэродроме Дракино под Серпуховом.