Уголок неба ¦ Яковлев Як-54

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная современная авиация разные
   Як-54
       
Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1993
Тип: Учебно-тренировочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


ОКБ им. А.С.Яковлева практически всегда занималось созданием пилотажных спортивных и учебно-тренировочных самолетов: УТ-1, УТ-2, Як-18, Як-18П, ПМ, ПС, Як-50, Як-52... Но чем дальше, тем труднее борьба с соперниками. Нашими и особенно с зарубежными. "Экстра", "Злин", "КАП", "Лазер", "Питтс" - всегда блистали на мировых первенствах, демонстрируя свое техническое совершенство. Наш Як-50 явно обошли: в конце 70-х в моду властно вошла энергичная воздушная акробатика - буйная стихия для маленького легкого самолета с большой скоростью угловых вращений. Но вот и у нас появились более легкие и компактные машины, аналогичные по конструктивному решению, - Су-26 и Як-55. И результат не замедлил сказаться: в 1984-м летчица X.Макагонова в Венгрии, пилотируя Як-55, стала чемпионкой мира. В 1986-м в Англии этого высочайшего титула на Су-26 добилась Л.Немкова. Но наше ликование по этому поводу было недолгим: если в Англии "Су" и "Экстра" выступали на равных, то менее чем через год, к первенству Европы в ФРГ, Вальтер Экстра всего с четырьмя помощниками сумел значительно улучшить свой и без того великолепный аппарат. Дело ясное: по модернизации спортивных машин Запад значительно мобильнее нас.

Проблема во многом упирается в мотор. До сих пор нет у нас двигателя, подобного "Ротаксу" или "Лайкомингу". Если взять длинный ряд машин от Як-50 до двухместного Су-29, двигатель в принципе, один и тот же, звездообразный, с большим миделем, в 360 л.с. С таким двигателем построен и самый последний на сегодняшний день спортивный Як-54. Нужно отдать должное упорной кропотливой работе над проектом Главного конструктора Дмитрия Драча и ведущего инженера Владимира Попова: в самых жестких условиях сегодняшней экономики им удалось совместно с коллективом ОКБ создать спортивный самолет по самым строгим требованиям сертификации. Идея создания Як-54 на базе серийно выпускаемого Як-55М была дана Генеральным конструктором ОКБ А.Н.Дондуковым. Плюс масса "мелких" нюансов в новой конструкции привели к отличным результатам. Шеф-пилот Андрей Синицын был в восторге от нового самолета. Як-54 оказался значительно лучше своего прототипа Як-55М, а по себестоимости - в 2 раза ниже, чем двухместный Су-29. И даже несколько превзошел своего соперника в обратном пилотаже и характеристиках сваливания.

Д.Драч в десятках эскизов пытался воплотить облик будущей спарки. Придирчиво анализировал не только заграничные, но и отечественные наиболее удачные конструкции. Прежде всего Су-29. Интересными показались и самолеты, созданные К.Жидовецким еще до его "Авиатики". В "Кванте" было немало неординарных идей: необычная система закрылков. Впервые опробованы предельно большие нагрузки на крыло. Но самолет этот, побивший несколько мировых рекордов, увы, так и не пробился в серию. Неординарным был и "Акробат", этот короткокрылый малыш с предельно малым весом 700 кг. Мотор у него был все тот же, громоздкий, в 360 л.с. и весом ровно в половину веса аппарата. Но зато так оригинальны аэродинамические и компоновочные решения! Из заграничных конструктору наиболее интересным показался "Питтс - почти игрушечный биплан, прочный, удивительно маневренный, выполняющий головокружительные пируэты буквально вокруг своего хвоста. Кстати, с американскими конструкторами и деловыми людьми у яковлевцев давняя творческая дружба. Коллеги в штатах даже выпускают журнал "Yak pilot club", - немалая честь.

Многое из задуманного Д.Драчу удалось внедрить в конструкцию. Двухместный спортивный пилотажный Як-54 предназначен для подготовки летчиков-спортсменов, обучения высшему пилотажу и использования в соревнованиях различного ранга, вплоть до международных. Это моноплан со среднерасположенным крылом, неубирающимся трехопорным шасси с хвостовым колесом. Двигатель М-14П (360л.с.). Самолет имеет взлетную массу 990 кг. Развивает максимальную скорость 460 км/ч. Скороподъемность - 15 м/с. Самолет небольшой по размерам: длина 6,91 м, размах 8,16 м, площадь крыла 12,9 м2. На валу двигателя установлен трехлопастный винт с повышенным КПД. Снижение массы самолета достигнуто за счет новой компоновки кабины, снижения веса бортового оборудования, применения наспинных парашютов, установки пустотелых рессор шасси. В самолете применено интересное новшество. В системе управления введен дополнительный канал управления элеронами на "зависание", позволяющий пилоту на любом этапе полета отклонять элероны на угол 5°и на углы 10° или 15° на взлете и посадке. Отклонение элеронов осуществляется перемещением специальной ручки, установленной в кабине по левому борту самолета у инструктора и курсанта. Такое новшество позволяет снизить посадочную скорость, а также выполнять пилотажный комплекс без потери высоты. Для улучшения визуальной ориентировки в нижней обшивке фюзеляжа установлен остекленный люк.

Як-54 прост и послушен в управлении. Вполне доступен и начинающим летчикам. Большой запас прочности, высокая энерговооруженность и отличная управляемость дают возможность опытным спортсменам выполнять сложнейшие комплексы фигур высшего пилотажа. Итак - новенький пилотажный Як. Какая судьба его ждет? Будем надеяться на лучшее. Фирма держит марку. Ведь недаром в США, где рынок буквально завален "пилотажками", приобрели уже 150 спортивных "Яков". И дело не только в доступной цене, но и в качестве. Ресурс Як-54, например, - 3000 часов! Летайте на здоровье.





 Модификации :
 Як-54  базовая.
 Як-54М  модернизированный.



 ЛТХ:
Модификация   Як-54
Размах крыла, м   8.16
Длина самолета,м   6.91
Высота самолета,м   1.65
Площадь крыла,м2   12.89
Масса, кг  
  пустого самолета   754
  максимальная взлетная   990
  топлива   50
Тип двигателя   1 ПД М-14П
Мощность, л.с.   1 х 360
Максимальная скорость, км/ч   450
Крейсерская скорость, км/ч   360
Практическая дальность, км   700
Практический потолок, м   4000
Макс. эксплуатационная нагрузка   9
Экипаж, чел   1-2


 Доп. информация :


  Книга "РЛЭ Яковлев Як-54"
  Фотографии:

 Як-54 (c) Антон Петров
 Як-54 (c) Игорь Колоколов
 Як-54 (c) Роман Галков
 Як-54 (c) Игорь Колоколов
 Як-54 (c) bonsai
 Як-54 (c) Максим Станкевич
 Кабина Як-54 (c) Jean-Francois Glo

  Схемы:

 Як-54
 Компоновочная схема

 



 

Список источников:

Крылья Родины. Евгений Подольный. "Яки" держат марку. Между "Су" и "Питс"
Александр Мельников. Современная авиация России. Як-54
Я - летчик. Д.Драч, К. Васильев К. Як-54 держит экзамен
Putnam. Bill Gunston, Yefim Gordon. Yakovlev Aircraft since 1924
Midland. Y. Gordon, D. Komissarov, s. Komissarov. OKB Yakovlev
Russianplanes.net. Як-54


Уголок неба. 2019