Чемпионат мира по высшему пилотажу, состоявшийся в 1976 году в Киеве,
завершился убедительной победой советских летчиков, выступавших на самолете
Як-50. Они демонстрировали скоростной пилотаж, с большими радиусами, полностью
используя разрешенную пилотажную зону размером 800x1000x900 метров. А зарубежные
спортсмены выполняли фигуры на малых скоростях с малыми радиусами, в
ограниченном пространстве - "вокруг хвоста", как говорили пилоты. Такой не
скоростной стиль был признан тогда более прогрессивным. В связи с этим в нашей
стране приступили к разработке нового спортивно-пилотажного самолета, который
отвечал бы требованиям времени. Необходимые характеристики можно было получить,
снизив удельную нагрузку на крыло и применив более несущий, а значит более
толстый, профиль крыла. Для Як-55 - такое название получил новый самолет -
удельная нагрузка на крыло была определена в 50 кг/м2 (у Як-50 - 60 кг/м2)
разработан новый профиль крыла с относительной толщиной 18% против 9-14% у
предшественников. Для получения лучших данных при выполнении фигур обратного пилотажа профиль
крыла Як-55 сделан симметричным. Близка к полной симметрии и вся
аэродинамическая схема самолета: среднепланное крыло расположено по оси вектора
тяги двигателя, а горизонтальное оперение - практически в следе крыла.
Вертикальное оперение имеет характерный выступ за нижний обвод фюзеляжа,
приближается к симметричному. Эта компоновка существенно упростила технику
выполнения фигур высшего пилотажа, позволила улучшить штопорные характеристики
самолета. Конструкция Як-55 выполнена из металла. По сравнению с Як-50 она
существенно упрощена. Крыло сделано по однолонжеронной схеме, элерон занимает
почти всю заднюю кромку. В корневой части крыла перед лонжероном, слева и справа
от фюзеляжа, сделаны два герметичных отсека - основной и дополнительный
бензобаки. Крыло из двух отъемных консолей крепится непосредственно к фюзеляжу,
который выполнен по типу полумонокок; киль и стабилизатор двухлонжеронной схемы.
Для упрощения конструкции оперение сделано неразъемным с фюзеляжем. Шасси Як-55
неубирающееся, с рессорами из титанового сплава. Колеса шасси с механическими
тормозами, хвостовое колесо - управляемое. Силовая установка - двигатель М-14П с
винтом изменяемого шага типа В-530ТА-Д35. Топливная система (с пятилитровым
расходным бачком) позволяет находиться в перевернутом полете до трех минут.
Масляная система от Як-50. Строился Як-55 Довольно долго. Первый полет летчик-испытатель Олег Булыгин смог
выполнить лишь в мае 1981 года. Тем временем наши спортсмены продолжали успешно
выступать на Як-50. Скоростной, "размашистый" пилотаж вошел "в моду" и стал
считаться советским стилем. К 1981 году этот стиль уже был принят летчиками всех
стран. Тихоходные машины уступили место очень мощным скоростным миниатюрным
бипланам, а также монопланам типа "Лазер" американского производства. В
скоростном стиле стали пилотировать летчики, выступавшие и на чехословацких
Злин-50Л и французских КАПах. В этих условиях Як-55, только появившись, оказался
устаревшим. Его угловые скорости вращения были довольно низки, а усилия на ручке
управления для отклонения элеронов - слишком велики. Однако и положительных
качеств у Як-55 оказалось немало - на самолете великолепно выполнялись фигуры
обратного пилотажа, он легко выходил из любого вида штопора. Оставалось
"заставить" самолет быстрее летать и вращаться вокруг продольной оси. Для этого
его крыло укоротили, повысив удельную нагрузку и снизив демпфирующие свойства
концов. В таком виде Як-55 мог развивать максимальную скорость в горизонтальном
полете до 315 км/ч и вращаться со скоростью свыше 4 радиан в секунду. Накануне чемпионата мира 1982 года - модернизированный Як-55 был передан сборной
СССР по высшему пилотажу, однако в оставшиеся до первенства дня спортсмены не
смогли подготовиться к выступлению на новой машине. Продолжая испытания во время
чемпионата, летчик-испытатель М.Молчанюк выявил ряд недоработок в конструкции
машины. Как следствие, в ОКБ А.С.Яковлева было спроектировано и изготовлено
новое крыло Як-55 с большим сужением и более тонким - менее несущим, но более
скоростным профилем. На первенстве мира в 1984 году, выступая на самолете Як-55,
Виктор Смолин и Николай Никитюк стали призерами в отдельных упражнениях.
Наибольший успех выпал на долю Халидэ Макагоновой, ставшей абсолютной чемпионкой
мира. Як-55 - прост в управлении, доступен малоопытным пилотам. Его обслуживание
не вызывает затруднений у технического персонала. Принято решение о серийном
выпуске Як-55. Его эксплуатация в спортклубах ДОСААФ будет способствовать
развитию авиационного спорта в стране.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Як-55 |
Размах крыла, м |
9.00 |
Длина самолета,м |
7.29 |
Высота самолета,м |
2.20 |
Площадь крыла,м2 |
12.80 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
550 |
максимальная взлетная |
875 |
Внутренне топливо, л |
120 |
Тип двигателя |
1 ПД М-14П |
Мощность, л.с. |
1 х 360 |
Максимальная скорость, км/ч |
450 |
Практическая дальность, км |
495 |
Продолжительность полета, ч.мин |
2.00 |
Практический потолок, м |
4000 |
Макс. эксплуатационная нагрузка |
9 |
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2008
|