Проект современного
учебно-тренировочного самолета "Косар-88" (Kowsar 88 - назван в честь
108-й суры Корана) иранские специалисты из Iran Aviation
Industries Organization (IAIO) начали разрабатывать в 2009 г. Дело было
в том, что ВВС страны очень нуждались в машинах такого класса, а закупить их на
внешних рынках было невозможно из-за международных санкций. Проект создавали
совместными усилиями ВВС Ирана и находившегося в ведении Министерства обороны
Института организации авиационной промышленности.
В сентябре 2014 г. была опубликована первая фотография малоразмерной модели
нового самолета. Она предназначалась для летных испытаний и запускалась с
катапульты. Потом началась постройка первого прототипа, который выкатили из
сборочного цеха завода в Исфахане весной 2017 г.
Облик нового самолета соответствовал представлениям о современном реактивном УТС.
Вместительная кабина пилотов с большим остеклением обеспечивала экипажу хороший
обзор и комфорт. Благодаря значительной площади крыла, минимальная скорость "Косара-88" не должна превышать 200 км/ч, что делает его достаточно простым для
освоения взлета и посадки. Самолет оснащен цельноповоротным стабилизатором,
который используется практически на всех современных боевых самолетах, улучшая
управляемость и маневренность. Его создание потребовало значительных усилий -
500 специалистов занимались этой задачей в течение 10 лет.
Силовая установка включает два бесфорсажных одноконтурных двигателя "Одж" (Owj),
представляющих собой иранский вариант старых американских J85, которыми
оснащался истребитель F-5.
При этом мотогондолы самолета созданы с таким расчетом, чтобы в будущем без
значительных доработок можно было установить новые двухконтурные двигатели.
Шасси "Косара-88" унифицировано с другим учебно-тренировочным самолетом Саэге-2,
а также истребителем "Косар-1". Такое решение позволяет снизить стоимость
проекта.
"Косар-88" получил катапультное кресло, созданное иранскими инженерами на основе
российских разработок. Многочисленные наземные испытания показали, что даже при
нулевых скорости и высоте оно позволяет спасти летчика.
В октябре 2018 г. министр обороны Ирана заявил, что "Косар-88" готовят к первому
полету. Затем в СМИ появилось видео, запечатлевшее самолет во время пробежек на
большой скорости, что говорило о завершающей стадии наземных испытаний.
Однако на прототипе потребовалось провести некоторые доработки. В результате
первый вылет машины пришлось отложить на год. За это время она получила новое
название "Йа син" (Yasin -в честь 36 суры Корана).
И вот 17 октября 2019 г. на авиабазе Ноже вблизи г. Хемедан самолет совершил
первый официальный полет. На этом событии присутствовали: министр обороны
бригадный генерал Амир Хатами, вице-президент Ирана по науке и технологиям Сорена Саттари, а также командующий ВВС Ирана бригадный генерал Азиз Насирзаде.
Создание "Йа син" стало наглядным свидетельством того, что иранская
авиапромышленность освоила полный цикл проектирования и постройки современных
самолетов.
Примерные потребности ВВС Ирана в этих
учебных реактивных самолетах могут составлять 3-4 эскадрильи по 16
самолетов в каждой, то есть порядка 48-64 машин.