Уголок неба ¦ Zlin 26 Trener

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная послевоенная авиация разные
   Zlin 26 Trener
       
Разработчик: Zlin
Страна: Чехословакия
Первый полет: 1948
Тип: Многоцелевой учебно-тренировочный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Zlin - один из самых удачных и распространенных в мире учебно-спортивных самолетов. Летательный аппарат, первоначально получивший название "Zlin-26" "Trener", был спроектирован в 1946 году главным конструктором компании "Мораван" в Отроковице Карелом Томешем.

Оригинальный Z-26 был разработан в 1940 годах и строился в 1946 году Чехословацкой компанией Moravan для удовлетворения потребности в базовом учебном самолете для замены Bucker Jungmann и Bestmann. Это низкоплан, с деревянным крылом и фюзеляжем сваренным из труб, оснащенный одним четырехцилиндровым двигателем Walter Minor 4-III. Свой первый полет он совершил в начале 1947 года, победив в честном соревновании самолет Praga 112, и после победы его производство началось в 1948 году.

Более поздние варианты Z-26 были модернизированы для участия в соревнованиях по пилотажу и многие из них принадлежали частным пилотам. Оба,двухместный Trener и одноместный Akrobat считались весьма успешными выиграв в 1960 годах несколько наград на соревнованиях.

На самолете Z-26 устанавливали четырехцилиндровый рядный двигатель воздушного охлаждения Вальтер Минор 4-111 мощностью 105 л.с. с деревянным винтом фиксированного шага. Двигатель придал носовой части машины характерный внешний вид, отличавший летательный аппарат и его модификации от всех других подобных самолетов.

Вторая отличительная особенность Zlin - крыло с довольно большой стреловидностью по передней кромке при прямой задней. Такое решение, уже использованное ранее на советском учебном самолете УТ-2М, обеспечивало наилучшую устойчивость машины и необходимую полетную центровку.

Zlin-26 имел деревянную конструкцию крыла и оперения, ферменный фюзеляж из стальных труб, обтянутый полотном, неубирающееся шасси с хвостовым колесом. Ученик и инструктор располагались друг за другом.

Самолет успешно выдержал испытания, выпускался серийно вплоть до 1953 года, прекрасно зарекомендовал себя как простая, надежная учебная машина. В 1953 году был модифицирован в варианте Zlin-126 ("Trener-2"), отличавшемся в основном от своего предшественника металлической конструкцией крыла и оперения. Затем были выпущены: Zlin-226 с шестицилиндровым двигателем в 160 л.с.

Параллельно создавались и выпускались серийно одноместные спортивно-пилотажные варианты Zlin.

Как одноместные, так и двухместные самолеты отличались великолепными пилотажными качествами, долгое время они были одними из немногих аппаратов, способных выполнять сложный обратный пилотаж, и поэтому вплоть до середины семидесятых годов были непременными участниками всех чемпионатов мира по высшему пилотажу, на которых неоднократно выходили победителями.

Благодаря успехам на международных соревнованиях, а главное, добросовестной работе инженеров и рабочих компании "Мораван",самолеты Zlin приобрели большую популярность и получили широкое распространение, хотя строились сравнительно небольшими сериями.

На этих самолетах летали спортсмены почти всех европейских государств, США, Австралии, многих стран Азии и Африки. В Советском Союзе наряду с Як-18А длительное время эксплуатировались двухместные учебно-спортивные Zlin с индексами 226 и 326 во всех аэроклубах ДОСААФ. На них проводились соревнования, в том числе чемпионаты СССР.

В обслуживании "Trener" был достаточно прост, лишь плохой запуск двигателя в холодную погоду несколько осложнял его эксплуатацию. Ресурс конструкций иногда превышал 3000 летных часов.






 Модификации :
Z-26  двухместный основной учебный самолет. 163 построено.
Z-126  представлен в 1953 году, обозначение чешских военных C-105, цельнометаллическое крыло вместо оригинального деревянного.
Z-226  вариант под более мощный шестицилиндровый двигатель Walter Minor 6-III , C-205.
Z-226A  одноместный пилотажный самолет.
Z-226B  буксировщик планеров.
Z-226T  основной учебно-тренировочный вариант.



 ЛТХ:
Модификация   Zlin 226
Размах крыла, м   10.29
Длина самолета,м   7.80
Высота самолета,м   2.06
Площадь крыла,м2   14.09
Масса, кг  
  пустого самолета   570
  нормальная взлетная   820
Тип двигателя   1 ПД Walter Minor 6III
Мощность, л.с.   1 х 160
Максимальная скорость, км/ч   220
Крейсерская скорость, км/ч   195
Практическая дальность, км   485
Максимальная скороподъемность, м/мин   290
Практический потолок, м   5300
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


 Фотографии:

 Прототип Z.26
 Z.26
 Z.26
 Z.26 (C-5)
 Z.26 (C-5)
 Z.126
 Z.126
 Z.226
 Z.226
 Z.226A     (c) John Withers
 Z.226A
 Кабина Z.126

 Схемы:

 Z.26
 Z.126

 Варианты окраски:

 Z.26 (C-5)
 Z.226
 Z.226A
 Z.226A

 



 

Список источников:

Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Vaclav Nemecek. Ceskoslovenska Letadla
Airliners.net: Zlin 26
Museo del Aire : пилотажные самолеты Zlin-326 и Zlin-526
Transpress Tschechoslowakische Flugzeuge von 1918 bis Heute
L+K 1988-01. Jan F. Sara. Nejrychlejsi Trener
L+K 1988-23-26. Jan Brskovsky. Zlin Z-26 Trener


Уголок неба. 2019 



 

  Реклама: