Zlin - один из самых удачных и распространенных в мире учебно-спортивных
самолетов. Летательный аппарат, первоначально получивший название "Zlin-26"
"Trener",
был спроектирован в 1946 году главным конструктором компании "Мораван" в
Отроковице Карелом Томешем.
Оригинальный Z-26 был разработан в 1940 годах и строился в 1946 году
Чехословацкой компанией Moravan для удовлетворения потребности в базовом учебном
самолете для замены Bucker Jungmann и Bestmann. Это низкоплан, с деревянным
крылом и фюзеляжем сваренным из труб, оснащенный одним четырехцилиндровым
двигателем Walter Minor 4-III. Свой первый полет он совершил в начале 1947 года,
победив в честном соревновании самолет Praga 112, и после победы его
производство началось в 1948 году.
Более поздние варианты Z-26 были модернизированы для участия в соревнованиях по
пилотажу и многие из них принадлежали частным пилотам. Оба,двухместный Trener и
одноместный Akrobat считались весьма успешными выиграв в 1960 годах несколько
наград на соревнованиях.
На самолете Z-26 устанавливали четырехцилиндровый рядный двигатель воздушного
охлаждения Вальтер Минор 4-111 мощностью 105 л.с. с деревянным винтом
фиксированного шага. Двигатель придал носовой части машины характерный внешний
вид, отличавший летательный аппарат и его модификации от всех других подобных
самолетов.
Вторая отличительная особенность Zlin - крыло с довольно большой стреловидностью
по передней кромке при прямой задней. Такое решение, уже использованное ранее на
советском учебном самолете УТ-2М, обеспечивало наилучшую устойчивость машины и
необходимую полетную центровку.
Zlin-26 имел деревянную конструкцию крыла и оперения, ферменный фюзеляж из
стальных труб, обтянутый полотном, неубирающееся шасси с хвостовым колесом.
Ученик и инструктор располагались друг за другом.
Самолет успешно выдержал испытания, выпускался серийно вплоть до 1953 года,
прекрасно зарекомендовал себя как простая, надежная учебная машина. В 1953 году
был модифицирован в варианте Zlin-126 ("Trener-2"), отличавшемся в основном от
своего предшественника металлической конструкцией крыла и оперения. Затем были
выпущены: Zlin-226 с шестицилиндровым двигателем в 160 л.с.
Параллельно создавались и выпускались серийно одноместные спортивно-пилотажные
варианты Zlin.
Как одноместные, так и двухместные самолеты отличались великолепными пилотажными
качествами, долгое время они были одними из немногих аппаратов, способных
выполнять сложный обратный пилотаж, и поэтому вплоть до середины семидесятых
годов были непременными участниками всех чемпионатов мира по высшему пилотажу,
на которых неоднократно выходили победителями.
Благодаря успехам на международных соревнованиях, а главное, добросовестной
работе инженеров и рабочих компании "Мораван",самолеты Zlin приобрели большую
популярность и получили широкое распространение, хотя строились сравнительно
небольшими сериями.
На этих самолетах летали спортсмены почти всех европейских государств, США,
Австралии, многих стран Азии и Африки. В Советском Союзе наряду с Як-18А
длительное время эксплуатировались двухместные учебно-спортивные Zlin с
индексами 226 и 326 во всех аэроклубах ДОСААФ. На них проводились соревнования,
в том числе чемпионаты СССР.
В обслуживании "Trener" был достаточно прост, лишь плохой запуск двигателя в
холодную погоду несколько осложнял его эксплуатацию. Ресурс конструкций иногда
превышал 3000 летных часов.