Спортсмены-летчики нашей
страны - участники почти всех чемпионатов мира и Европы по высшему
пилотажу. Они - неоднократные обладатели кубка имени П.Н.Нестерова.
Многие из них начинали овладевать секретами перевернутого или обратного,
как его называют спортсмены, пилотажа на чехословацких самолетах Zlin.
На них в свое время оттачивали" летное мастерство наши ведущие
спортсмены, ставшие затем абсолютными чемпионами мира, Владимир
Мартемьянов, Игорь Егоров, Виктор Лецко и другие.
Zlin - один из самых удачных и распространенных в мире учебно-спортивных
самолетов. Летательный аппарат, первоначально получивший название
"Zlin-26" ("Trener"), был спроектирован в 1946 году главным
конструктором фирмы "Мораван" в Отроковице Карелом Томешем. На самолете
устанавливали четырехцилиндровый рядный двигатель воздушного охлаждения
Вальтер Минор 4-111 мощностью 105 л.с. с деревянным винтом
фиксированного шага. Двигатель придал носовой части машины характерный
внешний вид, отличавший летательный аппарат и его модификации от всех
других подобных самолетов. Вторая отличительная особенность "Zlin-ов" -
крыло с довольно большой стреловидностью по передней кромке при прямой
задней. Такое решение, уже использованное ранее на советском учебном
самолете УТ-2М, обеспечивало наилучшую устойчивость машины и необходимую
полетную центровку. "Zlin-26" имел деревянную конструкцию крыла и
оперения, ферменный фюзеляж из стальных труб, обтянутый полотном,
неубирающееся шасси с хвостовым колесом. Ученик и инструктор
располагались друг за другом. Самолет успешно выдержал испытания,
выпускался серийно вплоть до 1953 года, прекрасно зарекомендовал себя
как простая, надежная учебная машина. В 1953 году был модифицирован в
варианте "Zlin-126" ("Trener-2"), отличавшемся в основном от своего
предшественника металлической конструкцией крыла и оперения. Затем были
выпущены: "Zlin-226" с шестицилиндровым двигателем в 160 л.с, "Zlin-326"
с убирающимся шасси, "Zlin-526" с воздушным винтом изменяемого шага.
Параллельно создавались и выпускались серийно одноместные
спортивно-пилотажные варианты "Zlin-ов". Как одноместные, так и
двухместные самолеты отличались великолепными пилотажными качествами,
долгое время они были одними из немногих аппаратов, способных выполнять
сложный обратный пилотаж, и поэтому вплоть до середины семидесятых годов
были непременными участниками всех чемпионатов мира по высшему пилотажу,
на которых неоднократно выходили победителями.
Благодаря успехам на международных соревнованиях, а главное,
добросовестной работе инженеров и рабочих фирмы "Мораван", "Zlinы"
приобрели большую популярность и получили широкое распространение, хотя
строились сравнительно небольшими сериями. На этих самолетах летали
спортсмены почти всех европейских государств, США, Австралии, многих
стран Азии и Африки. В Советском Союзе наряду с Як-18А длительное время
эксплуатировались двухместные учебно-спортивные "Zlinы" с индексами 226
и 326 во всех аэроклубах ДОСААФ. На них проводились соревнования, в том
числе чемпионаты СССР. В обслуживании "Trener" был достаточно прост,
лишь плохой запуск двигателя в холодную погоду несколько осложнял его
эксплуатацию. Ресурс конструкций иногда превышал 3000 летных часов. На
"Zlin-326" был установлен двигатель Вальтер Минор-6-III, мощностью 160
л.с. с деревянным воздушным винтом фиксированного шага. Крыло имело
однолонжеронную металлическую конструкцию. Элероны также
цельнометаллические с гофрированной обшивкой из тонкого дюралевого листа.
Крыло снабжено посадочным щитком с ручным приводом. Фюзеляж представлял
собой стальную сварную из труб ферму с полотняной обшивкой. Полотняную
обшивку имели также рули высоты и направления. Шасси самолета
убирающееся, выпуск и уборка осуществлялись электромеханизмом. Тормоза
колес управлялись гидравлически. В семидесятые годы чехословацкие
конструкторы, ориентируясь в основном на потребности аэроклубов ДОСААФ,
разработали новую модификацию "Trenerа" - "Zlin-726". Однако серийно он
не выпускался, так как одновременно с ним был создан Як-52, обладавший
лучшими данными.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Zlin 326M |
Размах крыла, м |
10.59 |
Длина самолета,м |
7.83 |
Высота самолета,м |
2.06 |
Площадь крыла,м2 |
15.45 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
665 |
нормальная взлетная |
940 |
Тип двигателя |
1 ПД Walter Minor 6III |
Мощность, л.с. |
1 х 160 |
Максимальная скорость, км/ч |
245 |
Крейсерская скорость, км/ч |
210 |
Практическая дальность, км |
980 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
270 |
Практический потолок, м |
4750 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2008
|