Второй задачей, которую поставил перед командой английского инженера Герберта
Смита руководитель компании Мицубиси - новый президент Koyata Iwasaki было
помимо палубного истребителя 1MF (будущего Тип 10) создание палубного
разведчика, получившего впоследствии наименование 2МR.
Самолеты разрабатывались практически параллельно и технические решения,
заложенные в проект истребителя автоматически переносились в проект разведчика.
Наиболее заметным отличием двух проектов была двухместная конфигурация 2МR и
чуть подросшие габариты. Размах крыла увеличился на 3 метра, а длина на метр. Но
при этом масса машины возросла не сильно, что позволило применить такой же
двигатель - 300-сильный лицензионный Hispano Suiza-8 - Mitsubishi Type Hi.
Разведчик 2МR представлял собой цельнодеревянный биплан с полотняной обшивкой. В
носовой части, как и на истребителе 1МF располагался двигатель, поверх которого
были установлены два 7.7-мм пулемета Vickers-E. Два спаренных турельных пулемета
Vickers-F располагались в открытой задней кабине стрелка-наблюдателя. Кроме того
под крыло и фюзеляж можно было подвесить три легкие 30-кг бомбы.
Первый опытный прототип с обозначением 2МR1, взлетевший 12 января 1922 года с
заводского аэродрома в Нагоя, имел автомобильный сотовый радиатор двигателя и
отличался характерным тупым носом и фирменным килем фирмы Сопвич, с торчавшим
вперед выступом.
После вполне благополучного комплекса испытаний самолет был принят на вооружение
Императорского флота как "Морской разведывательный самолет Тип 10 модель 1.
В апреле 1923 года начались испытания разведчика Тип 10 с борта авианосца
"Хосё", которые также прошли вполне успешно.
Вскоре в серию пошла усовершенствованная версия 2MR2 или Тип 10 модель 2,
отличавшийся новым округлым носом и спаренным радиатором "Lamblin" под нижним
крылом позади стоек шасси и переработанной конструкцией вертикального оперения,
фирменный Сопвичевский выступ исчез. Кабина пилота была передвинута вперед под
верхнее крыло. Версия 2MR3 отличалась вновь переработанным килем и спещенными
вперед, блоков радиаторов, которые упокоились между стойками шасси.
Основная и наиболее массовая версия 2MR4 одновременно являлась последней боевой
моделью. "Четверка" отличалась округлыми законцовками крыльев, увеличенной
площадью киля, место пилота было сдвинуто назад, как на первой версии.
В 1928 году разведчики серии 2MR получили новое обозначение, введенное флотом С1M - 1; -2; -3; -4 соответственно в зависимости от модели.
Разведчики С1М активно служили 2-е десятилетие 20-го века, входя в состав
авиагрупп "Хосё", "Акаги", "Кага" и "Рюдзё". Обычно в составе
авиагруппы было 3- 4 разведчика 2MR. В 1932 году 2MR (С1М) начали постепенно
выводить из состава палубных авиагрупп, однако он еще застал боевые действия
1932 года в Китае.
С 1923 по 1930 год было построено 159 экземпляров палубных разведчиков Тип 10.
Но на этом его история не завершилась. Исключительно удачная, прочная и надежная
конструкция самолета послужила базой для целого семейства учебных модификаций.
Большая часть учебно-тренировочных моделей были переделками выводимых из боевых
частей разведчиков.
В начале 30-х годов конструкция весьма удачной машины послужила базой для
создания нового поколения боевых машин, но это уже другая история.
(c)
Евгений Аранов