В начале 20-х годов президент компании Мицубиси (Mitsubishi Jukogyo Kabushiki
Kaisha) Koyata Iwasaki приступил к созданию авиационного отделения своей
корпорации. В рамках этого амбициозного проекта Ивасаки в 1921 году пригласил
команду английских инженеров с фирмы Sopwith во главе с Гербертом Смитом, итогом
работ которой послужили созданные самолеты для палубной авиагруппы авианосца
"Хосё" истребитель 1МF, разведчик 2MR и торпедоносец 1MT1N.
Однако, Ивасаки не останавливался на достигнутых результатах. Желая изучить
разные авиационные школы, в 1924 году он пригласил на фирму немецкого
авиационного инженера доктора Александра Бауманна, работавшего в годы 1-й
Мировой Войны на компанию "Versuchsbau Gotha-Ost" (VGO). Проектом Бауманна в
годы войны была серия созданных в Германии так называемых R-бомбардировщиков, и
самый крупный бомбардировщик 1-й мировой - гигантский Zeppelin-StaakenR.VI.
После поражения Германии Александр Бауманн, награжденный Рыцарским крестом
Вильгельма ("Königlich-Württembergisches Wilhelmkreuz Ohne Schwerter"), остался
не у дел. В начале 20-х годов он занимался преподавательской работой в
Штутгартском университете.
В разоренной войной Германии в которой набирал обороты финансовый кризис, эта
должность означала, что доктор Бауманн едва сводил концы с концами, поэтому
хорошо оплачиваемая работа в Японии пришлась весьма кстати. Условия контракта
предполагали, что Бауманн будет курировать работу молодых японских инженеров.
Глава компании Коёта Ивасаки прекрасно сознавал, что одними лишь иностранными
разработками отечественную авиапромышленность не поднять. Поэтому по приезду
немецкого инженера на Мицубиси была создана отдельная конструкторская группа,
возглавляемая главным конструктором Нобуширо Наката (Nobushiro Nakata) и его
заместителем Сацу Токунага (Satsuo Tokunaga). Роль доктора Бауманна сводилась к
курированию работ японских инженеров. Коллектив просуществовал четыре года. В
1928 году Александр Бауманн, заядлый курильщик, вернулся в Германию, страдая от
последней стадии рака легких и через несколько месяцев скончался в возрасте 53
лет.
Итогом работы группы на фирме Мицубиси стали три проекта. Первым опытом группы
Бауманна была попытка участия в конкурсе, объявленным Императорской армией на
создание армейского легкого бомбардировщика 1925 года. Итогом работ был очень
прогрессивный для своего времени самолет, получивший внутрифирменное обозначение
Mitsubishi 2MB2 "Washi".
Вторым проектом группы Бауманна был разведчик 2MR1 "Tobi", разработанный в
1925-26 гг. Информации об этом проекте немного. Известно, что эта машина
проектировалась в рамках конкурса на замещение армейского разведчика «Тип
Отцу-I», являвшегося лицензионной копией французской машины времен минувшей
войны Salmson 2 A2. В конкурсе помимо Мицубиси приняли участие также фирмы
Накадзима, Кавасаки и Ишикавадзима.
Концептуально в конструкции разведчика Бауманна угадывалось развитие предыдущей
модели бомбардировщика 2MB2 "Washi", однако были серьезно переработаны несущие
плоскости. Верхнее крыло бипланной коробки 2MR1 "Tobi" было поднято над
фюзеляжем на необычно большую высоту. О причинах можно только догадываться,
поскольку никакой документации по этому проекту не сохранилось. Известно, что в
конце 1926 года был построен один прототип. В июле 1927 года летчик Джиро Ито
(Jiro Itoh) впервые поднял "Tobi" в воздух. Самолет показал весьма неплохие
данные, развив скорость 227 км/ч, что превышало требования спецификации (200
км/ч). Самолет очень понравился военным, но в ходе одного из показательных
полетов на армейском аэродроме в Токородзава на посадке "Tobi" подломил стойку
шасси, скапотировал и был разрушен. И это на глазах у высокого армейского
начальства. Не смотря на то, что авария была явно случайностью, она сыграла свою
решающую роль. На вооружение был принят конкурент фирмы Кавасаки KDA-2 – будущий
Тип 88. Разбитый самолет не восстанавливался. Судьба второго прототипа,
построенного в том же 1927 году неизвестна.
(c)
Евгений Аранов
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
2MR1 |
Размах крыла, м |
17.40 |
Длина, м |
9.55 |
Высота, м |
4.35 |
Площадь крыла, м2 |
50.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1350 |
максимальная взлетная |
2500 |
Тип двигателя |
1 ПД Mitsubishi
Hispano-Suiza |
Мощность, л.с. |
1 х 450 |
Максимальная скорость, км/ч |
229 |
Крейсерская скорость, км/ч |
195 |
Продолжительность полета, ч |
6 |
Практический потолок, м |
8280 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
два 7.7-мм
синхронных пулемета Vickers и два 7.7-мм
пулемета Vickers на подвижных установках в задней части
кабины |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2016
|