В 1929 году фирма Мицубиси приступила к разработке легкого разведчика в надежде
заинтересовать армейское командование. Предполагалось, что данный класс машин
должен был занять нишу ближнего тактического разведчика, дополнив состоявший на
вооружении дальний тяжелый разведчик Тип 88 (KDA-2) фирмы Кавасаки – более
крупный и тяжелый самолет. Параллельно было запущено два проекта – классический
биплан 2MR7 и моноплан-парасоль 2MR8. Проекты вели две разные конструкторские
группы. Работу над бипланом 2MR7 возглавил Джоджи Хаттори (Joji Hattori), в то
время как над более прогрессивной конструкцией 2MR8 работал приглашенный в
Японию французский инженер Анри Вернис (Anri Vernisse), которому ассистировали
молодые японские инженеры Фумихико Кавано (Fumihiko Kawano), Миноджиро Такахаши
(Minojiro Takahashi) и Масакичи Мизуно (Masakichi Mizuno). Для своего времени
конструкция моноплана-парасоля была передовой, а французская авиашкола в этой
области имела самый богатый опыт.
Первый прототип был оснащен 320-сильным радиальным двигателем Mitsubishi A2, при
этом планировалось, что на последующих машинах будет установлен более мощный
двигатель. Крыло представляло собой переработанный профиль "Clark-Y", площадь
которого была уменьшена с 32 до 26 кв. м. Силовой набор крыла и фюзеляжа
выполнялся из дюраля, обшивка полотняная. Лишь носовая часть вплоть до кабины
стрелка-наблюдателя обшивалась дюралевыми листами. Крыло крепилось к фюзеляжу на
двух N-образных стойках и поддерживалось массивными подкосами, на которых
крепилось неубирающееся шасси.
Вооружение составляли пара пулеметов пехотного калибра, размещенных над
двигателем и один 7.7-мм пулемет на турели у стрелка-наблюдателя. На серийных
машинах часто использовалась спарка пулеметов. Также была предусмотрена
возможность подвески пары легких бомб.
В начале 1931 года первый прототип 2MR8 был готов и 38 марта 1931 года пилот
фирмы Сумитоши Накао (Sumitoshi Nakao) впервые поднял машину в воздух с
аэродрома Кагамигахара. Вслед за первым прототипом взлетел вскоре и второй,
несколько отличавшийся усиленным силовым набором. Третий прототип имел несколько
укороченный фюзеляж и оснащался более мощным двигателем Mitsubishi A2 Kai
3мощностью 345 л.с. Четвертый прототип, взлетевший в июне 1931 года имел еще
более мощный экспериментальный 9-цилиндровый двигатель Mitsubishi A5 (будущий
Тип 92), развивавший 475 л.с., с которым была достигнута скорость 220 км/ч на
высоте 1000 метров. Именно этот вариант послужил эталоном для серии. Армия
приняла самолет на вооружение под обозначением "Ближний разведчик 92-Shiki".
Производство было развернуто на заводе Мицубиси и Арсенале Армии в Нагоя.
Первые серийные разведчики начали поступать в войска с середины 1932 года.
Параллельно на Мицубиси продолжали работу над совершенствованием конструкции
самолета, который отличался недостаточной маневренностью и плохой устойчивостью
в воздухе.
В 1934 году на одном из 2MR8 был установлен новый экспериментальный двигатель
Mitsubishi A4 мощностью 760 л.с., однако постоянные проблемы с новым мотором
заставили свернуть испытания. Также испытывались варианты с деревянным винтом
большего диаметра, приводимого 400-сильным двигателем Mitsubishi Тип 92, который
стал стандартным для серийных машин позднего выпуска. Кроме того, испытывался
вариант, оснащенный гусеничным шасси, правда дальше экспериментов дело не пошло.
Выпуск разведчиков Тип 92 продолжался до марта 1934 года и составил 130 машин
включая прототипы, выпущенные на Мицубиси и еще 100 штук изготовили на Армейском
арсенале в Нагоя. Активная служба их оказалась короткой, вскоре после
прекращения выпуска разведчики Тип 92 начали выводить из боевых подразделений,
заменяя на более современные, скоростные и универсальные Ki-4 фирмы Накадзима и
Ki-3 Кавасаки.
Поступавшие на вооружение разведчики Тип 92 входили в состав разведывательных
чутаев (эскадрилий), входивших в состав хико рентаев – полков смешанного
состава. Применение разведчиков Тип 92 было весьма ограниченным. Лишь три хико
рентая 1-й, 3-й и 7-й из "Канто" хико шидан (авиакорпуса) участвовали в боевых
действиях в Манчжурии в 1932 году. Правда, боевые действия там носили чисто
символический, почти бескровный характер. В дальнейшем разведчики Тип 92 недолго
служили в составе Квантунской армии. Некоторое количество разведчиков Тип 92
застали начало 2-й японо-китайской войны. В частности, в августе-сентябре 1937
года несколько разведчиков этого типа еще числилось в 4-м и 6-м докурицу
хико-чутаях – независимых разведывательных эскадрильях, действовавших в
интересах наземных частей на северо-востоке Китая. О боевых столкновениях с
китайской авиацией, правда, ничего не известно. К концу 1937 года этот тип
разведчика был полностью выведен из боевых частей. Разоруженные разведчики
поступали в гражданские коммерческие организации, учебные школы, в частности в
летное училище для девушек – "Aikoku-go" - патриотическую полувоенную женскую
организацию. Специально по заказу японского министерства железных дорог в марте
1936 года был построен гражданский вариант Тип 92, получивший собственное имя "Хато".
От военной версии он отличался закрытой задней пассажирской кабиной на двух
человек и имел гражданскую регистрацию J-AARA.
Несколько самолетов этого типа использовалось китайцами. В краткий период
мирного сосуществования Китая и Японии, два разведчика Тип 92 были куплены
Китаем в 1934 году, в 1935 были приобретены еще несколько штук.
В истории японской авиации ближний разведчик Тип 92 остался как первый самолет,
оснащенный двигателем чисто японской разработки, не являющимся лицензионной
копией иностранного образца.
(c)
Евгений Аранов