Фирма "Aichi Tokei Denki К.К." приступила к производству самолетов в
1920-е годы, после того как было создано ее авиационное отделение, которое в
1943 году превратилось в самостоятельную фирму "Aichi Kokuki К. К." ("Aichi
Aircraft Co., Ltd.") - один из крупнейших японских производителей самолетов
периода Второй мировой войны.
В 1920-е годы фирма сосредоточила свои усилия на выпуске и адаптации под
японские требования самолетов европейской конструкции. Больших успехов фирма
добилась в разработке и производстве гидросамолетов собственных конструкций,
самым известным из которых стал АВ-4.
Среди первых самолетов фирмы был транспортный самолет АВ-1, разработанный в 1926
году согласно требованиям гражданской авиации Японии.
Фирма "Aichi" предложила машину, спроектированную на основе самолета Heinkel
HD-25, который выпускался в Японии ограниченной серией под обозначением
"разведывательный самолет ВМС тип 2". Самолет Aichi АВ-1 представлял собой
увеличенный вариант HD-25 с закрытой 4-местной кабиной, был оснащен лицензионным
мотором Lorraine-Dietrich 12. Шасси - колесное или поплавковое.
В 1928 году самолет АВ-1 проходил сравнительные испытания, в которых также
принимали участие машины фирм "Nakajima" и "Mitsubishi". Все три самолета не
отвечали заданным требованиям, и победитель конкурса не был объявлен. В
сухопутном варианте эксплуатировался единственный АВ-1 в течение 1929 года вновь
созданной авиакомпанией "Nihon Koku Yuso К.К.". Затем этот самолет передали в "Токуо
К. К.", где он был модернизирован и много лет совершал полеты как гидросамолет
на авиалинии "Токио-Шимода".
В 1924 году фирма "Aichi" разработала экспериментальный разведывательный
гидросамолет "тип 15-Ко", предназначенный для замены гидросамолета Junkers W-33,
состоявшего на вооружении морской авиации Японии. Фирма "Aichi" строила самолеты Junkers W-33, поэтому неудивительно, что "тип 15-Ко" был очень похож на своего
германского прародителя, хотя крыло и поплавковое шасси японские специалисты
спроектировали заново. Всего построили четыре прототипа, которые проходили
испытания в 1925-1926 годах. "Тип 15-Ко" в полете оказался неустойчивым и
проиграл самолету фирмы "Nakajima".
Несколько более удачным стал военно-морской самолет Aichi "тип 90-1"(Е3А1),
который приняли на вооружение в 1931 году. Однако и Е3А1 не обладал должными
характеристиками. Тогда главный конструктор фирмы "Aichi" спроектировал самолет
АВ-2. АВ-2 стал первым самолетом-разведчиком корабельного базирования,
разработанным и построенным в Японии без иностранной помощи.
Два прототипа АВ-2 построили в 1930 году для оценочных испытаний на
использование в качестве экспериментального катапультируемого разведывательного
гидросамолета. Испытания выявили проблемы с мотором и прочностью конструкции
самолета. Все работы по программе остановили после катастрофы одного из
прототипов - на самолете в полете возник пожар.
Фирма "Aichi" адаптировала конструкцию АВ-2 под требования, сформулированные в
1928 году правительством Китая к небольшому разведывательному гидросамолету. На
АВ-3 внешние части консоли крыла выполнили складными для уменьшения размеров
самолета с целью размещения в корабельном ангаре.
Единственный прототип АВ-3 был собран в январе 1932 года, он проходил испытания
под наименованием "экспериментальный одноместный разведывательный гидросамолет".
На испытаниях самолет показал данные даже несколько лучшие, чем были
предусмотрены техническим заданием. По сравнению с АВ-2 значительно улучшилась
управляемость самолета. Запуск в серию гидросамолета АВ-3 одобрили, но строить
даже ограниченной серией не стали - Китай предпочел гидросамолет собственной
конструкции Ning Hai (Ninghai No.2).