Первый масштабный конкурс авиационных проектов 7-Shi, проведенный штабом
Императорского флота Японии в 1932 году, оказался достаточно удачным опытом. Из
шести программ четыре закончились принятием на вооружение машины
соответствующего класса. Среди этих проектов были дальний базовый бомбардировщик Hiro G2H, тяжелый палубный и базовый торпедоносец Mitsubishi 3MT5, палубный
торпедоносец Kugisho B3Y. Но эти машины, не смотря на их постановку на
вооружение авиации флота, можно назвать удачными лишь с некоторыми оговорками.
Выпуск их был очень ограниченным, а боевая карьера недолгой. Лишь четвертый
проект дальнего корабельного разведчика, воплотившегося в самолете фирмы Каваниши E7K, оказался по-настоящему удачным. Разведчик Каваниши выпускался
большими сериями и состоял на вооружении японского флота более 10 лет. Надо сказать, что на начало 30-х годов японский флот предпочитал иметь в составе
катапультных звеньев своих крупных боевых кораблей два типа разведчиков –
дальний трехместный и ближний двухместный. Проект дальнего разведчика
технический отдел штаба авиации флота Kaigun Koku Hombu, пройдя через тернии
длительных поисков, в конце концов, реализовал в вышеупомянутом E7K. Тема ближнего разведчика развивалась в японском флоте достаточно планомерно в
течение второй половины 20-х годов, и к 1932 году этот класс был представлен
достаточно совершенным бипланом фирмы Накадзима E4N1 или иначе Тип 90-2, только
что принятым на вооружение. Однако же в эпоху бурного расцвета авиации во всем
мире устаревание авиатехники происходило столь стремительными темпами, что
уповать на удачный проект только что принятого на вооружение боевого самолета
было бы просто преступным. В то время как новый разведчик E4N2 еще только проходил испытания, Kaigun Koku
Hombu уже подготовил задание для нового конкурса проектов 8-Shi 1933 года, куда
были включены требования и на новый ближний корабельный разведчик, который
должен был в перспективе заменить на кораблях E4N2. Особо жестких требований к
проектам не выдвигалось, предполагалось, что новый разведчик будет чуть быстрее,
чуть дальше, чем проходящий испытания E4N2 Накадзимы, также быть способен
базироваться на стандартных катапультах флота, иметь как курсовое, так и
оборонительное стрелковое вооружение. Оговаривалась наружная подвеска пары
легких бомб с возможностью сброса их с пикирования. Единственным, по настоящему,
жестким требованием задания было обеспечение маневренности поплавкового
разведчика, соизмеримой с современными ему истребителями и применение
авиадвигателя - Nakajima "Kotobuki 2" Кai 1 мощностью 585 л.с. Задание на разведчик 8-Shi было выдано компаниям Каваниши, Накадзима и Аичи –
давнишним игрокам в области гидроавиации Страны Восходящего Солнца. Проект Каваниши был самым прогрессивным. Он представлял собой свободнонесущий
моноплан Type P смешанной конструкции. Однако, летные данные машины Каваниши,
получившей при испытаниях обозначение E8K1, ничем особо не выделялись, а
маневренность и взлетно-посадочные характеристики так вообще уступали
состоявшему на вооружении разведчику E4N2. В результате все ограничилось
постройкой одного прототипа, проходившего испытания в январе-феврале 1934 года. Проект Накадзимы E8N1, оказавшийся, в итоге победителем, представлял собой лишь
слегка улучшенный вариант предыдущего E4N2, почти не отличимый внешне. Компания Аичи представила на конкурс свой проект под внутрифирменным
обозначением AB-7. Не столь модернистский, как у Каваниши, но и не такой
консервативный, как у Накадзимы. Характерно, что проект Аичи AB-7, работу над которым возглавил Йошиширо Мацуо,
также как и предыдущий проект Накадзимы был вдохновлен американским разведчиком Vought О2U "Corsair", экземпляр которого был закуплен в 1932 году и тщательно
изучался представителями различных авиакомпаний Японии. К сожалению, сведений о проекте АВ-7 Йошиширо Мацуо сохранилось немного.
Известно, что разведчик представлял собой двухместный биплан смешанной
конструкции, в котором была применена полузакрытая кабина экипажа,
заимствованная у поздних версий американского "Корсара". Место пилота было
прикрыто лишь козырьком, а стрелок в задней кабине располагал прозрачным
навесом. Крылья имели возможность складывания для хранения на борту корабля.
Поплавковое шасси из одного основного и двух поддерживающих поплавков могло быть
легко заменено на колесное. Двигатель 9-цилиндровый воздушного охлаждения Nakajima "Kotobuki 2" Кai 1 мощностью 585 л.с. с металлическим винтом
постоянного шага. Вооружение было представлено одним синхронным курсовым
пулеметом Виккерс калибра 7.7 мм и одним турельным Тип 92 того же калибра у
стрелка. В течение 1933 года было построено два экземпляра самолета Аичи АВ-7, в ходе
сравнительных испытаний флотскими летчиками получившие обозначение E8A1.
Результаты испытаний, продолжавшихся до середины 1935 года, не сохранились, хотя
отмечалось, что по параметрам скорости, скороподъемности, маневренности и
стабильности проекты Аичи и Накадзимы были близки. Но видимо, биплан Накадзима
E8N1 все же оказался чуть лучше, ему и отдали предпочтение военные, приняв на
вооружение под обозначением Тип 95. Любопытно, что еще в самом начале работ по конкурсу 8-Shi информация о
потенциальных проектах-конкурентах, видимо, просочилась. По крайней мере, в
руководстве Аичи знали, что собой представляют проекты Каваниши и Накадзимы. Еще
до конца 1933 года параллельно с рабочим проектом разведчика-биплана AB-7,
являвшимся основным, на который делалась ставка, был запущен запасной проект
разведчика-моноплана под обозначением AM-7, который предполагалось использовать
как козырь против проекта Каваниши. AM-7 представлял собой свободнонесущий моноплан двухпоплавковой конструкции, в
качестве силовой установки которого планировался высотный "истребительный" мотор
Бристоль "Меркурий" мощностью 520 – 570 л.с., заключенный в капот NASA. Но
расчеты показали, что существенного прироста данных не ожидается, зато очевидно,
что маневренные характеристики будут значительно хуже, чем у биплана. Поэтому
проект AM-7 был заброшен на ранних стадиях.
(c)
Евгений Аранов
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
AB-7 |
Размах крыла, м |
10.50 |
Длина, м |
8.85 |
Высота, м |
3.57 |
Площадь крыла, м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого самолета |
|
максимальная взлетная |
|
Тип двигателя |
1 ПД 1 ПД
Nakajima Kotobuki 2 Кai 1 |
Мощность, л.с. |
1 х 585 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
Крейсерская скорость, км/ч |
|
Продолжительность полета, ч |
|
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
один передний
неподвижный 7.7-мм пулемет,
один 7.7-мм пулемет на турели установленный в задней кабине, четыре 30-кг
бомбы |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
AB-7 (E8A1) |
Схемы:
|
Уголок неба. 2014
|