Иногда говорят, что Гарольд Болас (Harold Bolas), являвшийся заместителем
главного конструктора авиационного отдела Адмиралтейства (Admiralty’s Air
Department), видел частью своей работы в сдерживании диких эксцессов своего
непосредственного руководителя Харриса Бута (Harris Booth). Однако следует
заметить, что хотя большинство собственных разработок Бута граничило с
гротеском, он был в состоянии использовать свое влияние на Совет адмиралтейства,
когда требовалась официальная поддержка проектам его подчиненных. Именно он
настоятельно рекомендовал сэру Мюррею Фрайзеру Суэтеру (Sir Murray Fraser Sueter)
обратить внимание на такие выдающиеся самолеты, как Handley Page O/100, Sopwith
1½-Strutter, Sopwith Pup и Sopwith Camel принятых Адмиралтейством на вооружение
еще на стадии проектирования.
В начале 1916 года Харрис Бут поручил Гарольду Боласу начать разработку
гидросамолета-разведчика/бомбардировщика. Новый самолет получил официальное
обозначение A.D.1, но чаще машину называли Navyplane. Поскольку
экспериментально-производственная база (Experimental Construction Depot),
являвшаяся подразделением авиационного отдела Адмиралтейства и расположенная в
Порт-Виктория, Айл-оф-Грейн (Isle of Grain), еще не была полностью оснащена для
окончательной постройки самолетов, то A.D.1 для выполнения рабочего
проектирования и постройки прототипа был передан в Вулстон (Woolston),
Саутгемптон, графство Хэмпшир, компании Supermarine Aviation Works. Работая в
тесном сотрудничестве с Боласом, Реджинальд Митчелл закончил необходимые
технологические чертежи в исключительно короткие сроки и прототип (№9095) был
готов к испытаниям уже в августе.
A.D.1 представлял собой компактный двухместный двухстоечный биплан, экипаж
которого размещался в обтекаемой гондоле, имевшей монококовую конструкцию и
размещенной в межкрыльевом пространстве.
Каждое из крыльев состояло из центроплана и двух консолей. Крылья имели
одинаковый размах и не имели выноса.
Силовая установка самолета состояла из одного экспериментального радиального
десятицилиндрового двигателя воздушного охлаждения Smith Static, развивавшего
мощность 150 л.с. и вращавшего четырехлопастный толкающий винт. Этот
разработанный американцем Джоном У. Смитом (John W Smith) двигатель привлек к
себе внимание Адмиралтейства и на стенде показал неплохие результаты. В
Великобритании двигатели данного типа изготавливала компания Heenan & Froude Ltd.
Хвостовое оперение состояло из двух килей и двух рулей направления, размещенных
на концах идущих от крыльев двух пар стальных трубчатых штанг. Горизонтальное
оперение размещалось выше вертикального.
Шасси самолета состояло из двух основных поплавков понтонного типа, при помощи
фермы из труб крепившихся к гондоле и нижнему крылу ниже промежуточных
межкрыльевых стоек, и оснащенных водяными рулями двух хвостовые поплавков,
соединенных с нижними парами стальных трубчатых штанг хвостовых балок.
Пилот размещался в задней кабине, наблюдатель – в передней части гондолы.
Вооружение самолета состояло из одного подвижного пулемета Lewis в носовой части
гондолы и двух 100-фунтовых (45 кг) бомб, размещавшихся под центропланом нижнего
крыла.
Летные испытания самолета начались в августе 1916 года под управлением
летчика-испытателя коммодора (капитана 2-го ранга) Джона Седдона (Cdr John
Seddon). В ходе испытаний было быстро обнаружено, что двигатели производства
Heenan & Froude Ltd по надежности далеки от прототипа и неважно показали себя на
всех самолетах, на какие они были установлены.
В мае 1917 года A.D.1 вновь был направлен на испытания. В этот раз машина была
оснащена двигателем A.R.1 конструкции У. О. Бентли (W O Bentley). Этот двигатели
имел гораздо более высокую надежность, характеристики A.D.1 были ниже уровня
требований Адмиралтейства. Вследствие этого заказ на шесть гидросамолетов был
отменен.
Через некоторое время компания Supermarine разработала версию A.D.1 в
соответствии с требованиями спецификации военно-воздушного комитета N.3A. данная
спецификация требовала создания противолодочного патрульного гидросамолета.
Проект нового гидросамолета, получивший наименование Submarine Patrol Seaplane,
представлял собой увеличенную версию A.D.1, которая должна была оснащаться
двигателем мощностью 200 л.с.. Однако хотя двум прототипам Submarine Patrol
Seaplane и были выделены серийные номера, работы над проектом были прекращены
как только стало известно, что самолет-ветеран Short Type 184 полностью
соответствует требованиям спецификации и продолжит оставаться на вооружении. В
любом случае машина компании Supermarine на вооружении не попала бы, поскольку
не соответствовала требоаням спецификации – она не могла нести торпеду весом
1100 фунтов (500 кг) и диаметром 18 дюймов (457 мм) и не имела складывающихся
крыльев.
(c)
alternathistory.com