Майор Ludwik Idzikowski пребывая в 1926 году в составе комиссии по отбору
французских самолетов для польских ВВС выступил с инициативой организации
трансатлантического перелета. Выбор пал на дальний бомбардировщик Amiot 120B2.
Cпециально для перелета фирмой Societe d'Emboutissage et de Constructions
Mecaniques на его базе был создан вариант самолета с двигателями SECM Amiot
123GR2. Первый экземпляр самолета был передан польским ВВС 20 января 1927 года.
Второй был предназначен для французского летчика J. Gerardot.
Согласно первоначальным планам термин поставки самолет был назначен на май 1927
года, а на июль собирались провести трансатлантический перелет. Вторым членом
экипажа стал майор Kazimierz Kubala. Хотя фюзеляж был готов, но возникли
серьезные проблемы с двигателями. В итоге в октябре 1927 года было решено
поставить другие двигатели - Lorraine Orion. Самолет должен был вылететь в
Польшу весной 1928 года для того чтобы участвовать в перелете по трассе Варшава
- Калькутта.
Официально был передан 28 января 1928 года, тренировочные вылеты осуществлялись
до июля 1928 года. С самолетом познакомились находившиеся в Франции польские
официальные лица: генерал Галлер, авиационные конструкторы Пулавски, Дабровский
и Рудлицкий. В итоге деревянный винт был заменен на металлический. Внесли были и
еще некоторые изменения, в результате чего самолет получил обозначение 123.01b.
как военный самолет Амио получил красно-белые шаховницы. А в честь первого
маршала он получил собственное имя "Маршал Пилсудский". 3 июля 1928 года в 4:45
самолет взлетел с Ле Бурже. После того как машина пролетела 3200 км началось
падение давления масла и летчик развернулся на аварийную посадку, которую и
выполнил в море в 60 км от побережья Испании. Самолет и экипаж был выловлен
экипажем немецкого транспорта "Самос", который шел в Португалию. Повреждения
самолета были настолько серьезные что аппарат больше не восстанавливали.
Но мысль о польском трансатлантическом перелете не умерла. Польская диаспора США
собрала 25 тысяч долларов для следующего полета. На эти деньги был выкуплен
второй экземпляр 123.02. самолет получил более мощный двигатель. Причем часть
денег внесло правительство Польши. Amiot 123.02 с гораздо большим топливными
баками. Кроме того, вместо французской радиостанции был использована
радиостанция Маркони с дальностью передачи в 500 км. Как и предыдущий самолет
был взят на вооружение ВВС. Поначалу самолет был назван "Белый Орел", но потом
переименован в "Маршал Пилсудский".
На время перелета самолет получил гражданские обозначения SP-APO. Старт второго
полета произошел 13 июля 1929 года с аэродрома Ле Бурже. Однако после 13 часов
полета у него остановился двигатель. Пилот направил самолет на Азорские острова.
Посадка произошла после 27ч 15 мин полета и пролетев 2700 км. При посадке
самолет скапотировал и врезался в каменную ограду. Майор Кубале получил ранения,
а Людвик Идзиковский погиб на месте.
По результатам расследования был признан отказ магнета Scintilla. Отдельные
части разбитого самолета были отправлены в Muzeum Marynarki Wojennej в Гдыне.