Александр Александрович Пороховщиков (1892 - 1943 гг.) в истории русской авиации известен как конструктор самолетов, летчик и предприниматель. Еще являясь гимназистом, в 1909 г.
разработал проект самолета, одобренный профессором Н.Е.Жуковским. В 1911 г. Пороховщиков построил в Риге расчалочный моноплан весьма простой конструкции, отличительной особенностью
которого являлся фюзеляж, выполненный из цельного ствола бамбука. Самолет получил обозначение
No. 1, был оснащен двигателем "Вольт" 22 л.с, с которым выполнил ряд вполне успешных
полетов.
Известность Пороховщикову как конструктору принесли двухбалочный самолет "Би-Кок" и учебный П-IV, строившийся серийно.
В период Перовй мировой войны Пороховщиков организовал свое предприятие, выполнявшее небольшие заказы военного ведомства. В советское время А.А. Пороховщиков работал в
авиапромышленности, занимая различные производственные должности. В 1935 г. он разработал проект истребителя П-7 с двигателем "Испано-Сюиза" 700 л.с, который безуспешно пытался
построить на авиазаводе No. 1.
"Би-Кок" (Пороховщиков No. 2, "Двухвостка") может рассматриваться как один из первых в мировой практике, выполненных по двухбалочной схеме. Используя распространенную
компоновку аппаратов с толкающим винтом, конструктор заменил многочисленные конструкции из труб и расчалок легкими коробчатыми балками, обтянутыми полотном. "Би-Кок" представлял
собой ярко выраженный полутороплан с двухместной кабиной и двойным управлением, был оборудован двигателем "Гном" 50 л.с. Хвостовые балки заканчивались цельноповоротными рулями, в
верхней части соединялись неподвижным стабилизатором, в нижней - цельно-поворотным рулем высоты.
Самолет предназначался для военного использования, поэтому предполагалась установка бронирования и вооружения. Кроме того, конструкция легко разбиралась в течение 5 минут, в
разобранном виде "Би-Кок" помещался в транспортный контейнер размерами 3,7 х 1,8 х 1,7 м. Основной причиной появления "разборного" самолета стало его строительство на личной
квартире конструктора, размещенной на 6 этаже жилого дома.
"Би-Кок" успешно прошел испытания в период с 15 августа по 5 сентября 1914 г. С полной нагрузкой 256 кг, равной весу пустого самолета, летчику М.Л. Григорашвили удалось достичь
максимальной скорости около 100 км/час. Для самолета с двигателем 50 л.с. такие данные считались весьма высокими. До конца года велись переговоры с Военным ведомством об
изготовлении небольшой серии "Би-Кок" на заводе Ф.Ф. Терещенко. Однако Пороховщиков желал строить свои самолет лично, в количестве,
достаточном для вооружения одного авиаотряда, о чем уведомил в своем письме от 8 января 1915 г. Дальнейшие переговоры зашли в тупик и постройка военных "Двухвосток" Пороховщикова
не состоялась.
В 1915 г. построили второй экземпляр "Би-Кок" с оригинальным гусеничным шасси, которое можно было устанавливать вместо колес. Гусеничное шасси представляло брезентовую ленту,
двигающуюся на деревянных барабанах. Проведенные испытания подтвердили работоспособность оригинального устройства, однако дальнейшего не получилось.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Би-Кок |
Размах крыла, м |
|
верхнего |
10.50 |
нижнего |
|
Длина, м |
7.50 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
20.50 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
260 |
нормальная взлетная |
516 |
Тип двигателя |
1 ПД Gnome |
Мощность, л.с. |
1 х 50 |
Максимальная скорость , км/ч |
99 |
Крейсерская скорость , км/ч |
76 |
Продолжительность полета, ч |
|
Скороподъемность, м/мин |
200 |
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2018
|