Развивая идеи, заложенные в предыдущей конструкции (BM-2) Бартел создает ВМ-4 с более мощным двигателем в 59 kW. Однако
из-за нехватки двигателей такой мощности первый самолет влетел 27 декабря 1927 года с двигателем Walter Vega.
С начала 1928 года военные начали работы по доводке самолета. В итоге появилась новая модификация BM-4b, который очень понравился летчикам
испытателям. По их откликам пилотаж на нем напоминал знаменитый Fokker D-VII. В мае 1928 года пребывавший в Варшаве король Афганистана Амунала Хан посетил летный институт и увидев самолет в
полете заказал такой самолет для своих ВВС. Тем временем польские военные тоже выбрали самолет в качестве основного учебного.
Однако по их требованию на машину были поставлены двигатели Le Rhone C, использовавшиеся на учебных Кодронах и Ньюпортах. ВВС заказали серию
из 22 машин.В войсках машина была обозначена BM-4S2 и получила нумерацию от 33.2 до 33.16. Таким образом самолетом стал первым самолетом разработанным и строившимся серийно в Польше.
Дальнейшая работа над усовершенствованием самолета привела к появлению нескольких модификаций - BM-4e с двигателем Peterlot.
Облетан 18 июня 1929 года; BM-4c (B/W-7) тот же самый экземпляр, но с двигателем Lorraine. Предполагалось что самолет совершит рекламный тур по Европе, но по финансовым
причинам от него отказались. BM-4f с двигателем Skoda G-594. переоборудован в 1930 году и облетан в начале 1931 года; BM-4g с двигателем DH Gipsy I. Облетан в
1931 году. BM-4h. c двигателем Walter Junior 4, позже смененным на DH Gipsy III. Прототип облетан в августе 1931 года. После того как был
установлен двигатель Walter Junior 4, военные заказали 50 таких самолетов. Серийное производство начато в 1933 году. Часть машин была переоборудована из "старых" модификаций самолета.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
BM-4a |
Размах крыла, м |
10.17 |
Длина, м |
7.22 |
Высота, м |
2.93 |
Площадь крыла, м2 |
25.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
538 |
нормальная взлетная |
791 |
Тип двигателя |
1 ПД Le Rhone C |
Мощность, л.с. |
1 х 80 |
Максимальная скорость у земли , км/ч |
125 |
Крейсерская скорость , км/ч |
91 |
Практическая дальность, км |
315 |
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
2820 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2020
|