В 1913 году Луи Бреге (Louis Breguet)
разработал и построил единственный экземпляр самолет, получившего
обозначение Breguet 13 (первый с таким
обозначением). Это был двухместный биплан оснащенный 100-сильным
двигателем Gnome.
Breguet 13
был испытан в Реймсе в сентябре 1913 года. Результаты
испытаний сильно разочаровали как военных так и самого конструктора и он
модернизировал самолет под новый двигатель Gnome
мощностью 160 л.с. Эта машина получившая неофициальное обозначение
Breguet X, так же был отвергнута военными.
Последней доработкой стал самолет AG4 (где
буква А обозначала - "Avant", тянущий двигатель, G-
мотор Gnome, а 4-ка - номер
модификации). Самолет был готов к лету 1914 года и начал проходить
испытания уже после начала Первой Мировой войны.
Еще в ходе
испытаний 2 сентября 1914 года Луи Бреге с Андре Вато (André Wateau) в
качестве наблюдателя осуществили одну из самых знаменитых авиационных
разведок Первой Мировой. Пролетев к северо-западу от Парижа Бреге
обнаружил что немецкий генерал фон Клюк поворачивал свои силы на восток,
а не на запад от Парижа как предполагало французское командование. В
результате эта информация дала возможность победить союзникам
в битве при Марне и остановить продвижение немцев. За
этот полет Бреге был награжден "Военным крестом" (Croix de Guerre).
После этого Aviation Militaire не могли не принять на
вооружение самолет. AG4 был вооружен 8-мм
пулеметом Hotchkiss в кабине наблюдателя и с бортовым номером
BR.52 передан эскадрильи BR17. Но
уже в октябре он был потерян при отходе войск.
Второй AG4 был собран в октябре и
передан военным с бортовым номером BR.53. Он так
же был вооружен пулеметом Hotchkiss и использовался в качестве
истребителя ПВО на аэродроме Ле Бурже. И эта машина летала недолго - уже
в декабре BR.53 разбился.
Общая оценка самолета была крайне отрицательной, конструкцию
мог спасти более мощный 200-сильный двигатель, но Луи Бреге
уже занимался другими разработками.