Уголок неба ¦ Cierva C.30

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная авиация первой мировой вспомогательные
   C.30
       
Разработчик: Cierva
Страна: Великобритания
Первый полет: 1932
Тип: Разведывательный автожир
  ЛТХ     Доп. информация
   


C.30 - разведывательный автожир, разработанный инженером испанского происхождения Хуаном де ля Сиерва (Cierva). В 1932-м появился самый удачный автожир Сиервы - С30. На нем впервые внедрили управление направлением полета с помощью наклона ротора. До этого автожир управлялся как самолет - рулями высоты и направления на оперении, а также элеронами на рудиментарных крыльях. Но все эти органы были малоэффективны на небольших скоростях, характерных для взлета и посадки автожира. Теперь ротор крепился в шаровом шарнире и его положение могло изменяться ручкой, прикрепленной к его основанию и спускающейся вниз в кабину пилота. Это давало летчику возможность эффективного управления аппаратом на малых скоростях. Эту систему экспериментально проверили на автожире С19 Мк V. Лишь после этого мастерским "Нэйшнл флайинг сервисиз" заказали постройку опытного образца С30. Он оснащался звездообразным мотором "Дженет Мэйджор" IA в 140 л.с.

Внешне С30 отличался от всех своих предшественников тем, что не имел крыльев - они стали не нужны. В отличие от С19 мотор не капотировался, а стоял открыто. Хвостовая часть фюзеляжа имела узкие вытянутые кили сверху и снизу. Округлый руль поворота продолжал контуры килей. Горизонтальное оперение примерно с середины размаха имело большое поперечное V. Ротор, по конструкции аналогичный ротору С19, но отличающийся по устройству крепления, стоял на пирамиде из трех труб, прикрытых обтекателями. Обтекатель располагался и на вершине пирамиды.

С30 имел двойное управление - из обеих кабин. Основной кабиной считалась задняя, но большинство приборов дублировалось. Рычаг, управляющий положением ротора, тоже раздваивался - вторая ручка от него шла в переднюю кабину.

Стойки шасси, несшие маленькие по диаметру колеса низкого давления, были выдвинуты далеко вперед, к самому мотору. Стойки имели масляно-пневматические амортизаторы. Сзади в выемке руля направления стояло ориентирующееся хвостовое колесо. Основные колеса снабжались тормозами, но тормоза могли работать только синхронно.

Испытания С30 завершились успешно. Опытный автожир оказался очень маневренным и в то же время устойчивым в полете. Эту машину нельзя было загнать в штопор. Фирма "Авро" решила выпустить серию таких автожиров. Серийная модификация именовалась С30А и отличалась тем, что пилон образовывали четыре, а не три стойки, лопасти ротора складывались, чтобы аппарат занимал меньше места в ангаре, а колею шасси значительно увеличили. Опытный С30А скорее следовало считать головным серийным.

Начиная с 1934 г. завод "Авро" в Манчестере построил в общей сложности 77 С30А. Из них 49 поставили заказчикам в Великобритании, а 28 экспортировали. Кроме этого, СЗОА по лицензиям строили и за рубежом. В Германии их производила фирма "Фокке-Вульф". Немецкие машины отличались мотором "Сименс". Их сделали около 40. Во Франции С30А изготовлялся заводом "Лиор эт Оливье" как LeO.301 с двигателем Сальмсон 9Ne в 175 л.с. Собрали 25 LeO.301.

В августе 1934 г. серийный С30А экспонировался на авиационной выставке в Копенгагене. В отчете посетившей ее советской делегации записано: "Весьма интересна по своему конструктивному оформлению выставленная машина С-30 - автожир без крыльев и рулей управления, сулящая ряд значительных преимуществ по простоте управления и эксплуатации". Датчане купили лицензию на эту машину. В Дании изготовили всего два С30А для военной авиации. Они имели местное обозначение IM.

В Англии автожиры покупали аэроклубы, летные школы, небольшие фирмы и частные лица. Их использовали для аэрофотосъемки, для связи в труднодоступных районах, наблюдения за дорожным движением и других целей. 12 автожиров поставили британским ВВС. В 1933 г. министерство авиации заказало 10 С30А как Авро 671 или "Рота" I. Они предназначались в качестве корректировщиков артиллерийского огня и аппаратов связи. Пять машин сдали ВВС в июне 1934 г. и пять в августе. Одну из них доработали под требования морской авиации и летом 1935 г. погрузили на уходящий в море авианосец "Корейджес". Его испытывали на предмет пригодности для спасательных операций и связи с берегом. Этот автожир проделал вместе с "Корейджесом" весь летний поход, но дальнейших заказов от флота не последовало. Девять других автожиров "Рота" передали летной школе взаимодействия с армией в местечке Олд Сарум.

Немного позже заказали еще две машины. Одну, предназначенную для различных исследований, изготовили в январе 1935 г., а вторую - в мае. Второй автожир на заводе "Шорт" в Рочестере установили на поплавки. На военно-морской базе в Феликстоу его испытывали в качестве спасательного.

Два автожира "Рота" разбили в авариях: один в январе 1935 г., а другой в ноябре 1936 г. Один разобрали на запчасти. Один автожир использовался в качестве нелетающего учебного пособия. В ценности автожиров для ВВС начали сомневаться, и в конце 1938 г. восемь машин законсервировали.

Когда в начале Второй мировой войны вновь встал вопрос об их использовании, только три из них удалось "реанимировать". Зато реквизировали в общей сложности восемь исправных гражданских С30А. Из них две машины военные получили в 1939-м, пять - в 1940-м и одна - в 1941-м. Кроме этого пять автожиров собрали в Даксфорде в 1941-42 годах из узлов и агрегатов ранее списанных аппаратов и запчастей.

Автожиры использовали для калибровки радиолокаторов, установленных на побережье Англии. Они входили в 74-е крыло (полк), располагавшее, кроме винтокрылых машин, легкими самолетами различных типов. В феврале 1942 г. автожиры выделили в отдельное 1448-е звено, дислоцировавшееся в Хэлтоне.

Обычно аппараты действовали поодиночке с площадок, располагавшихся близ радиолокационных станций. В районах действий немецкой авиации автожиры прикрывались истребителями. Было зафиксировано несколько случаев атак самолетов противника, но ни один автожир не получил боевых повреждений. Во всех случаях эскорт успешно отбивал нападения. А вот за счет поломок потери имели место. 16 апреля 1942 г. С30А упал в море близ Ситона. 24 октября 1943 г. подобная судьба постигла еще одну машину. Впоследствии ее извлекли со дна, но сочли непригодной для ремонта и списали.

В середине 1943 г. звено переименовали в 529-ю эскадрилью. Всю войну это была единственная в Королевских ВВС часть, оснащенная автожирами. С начала 1945 г. в нее стали поступать американские вертолеты R-4, названные в Англии "Ховерфлай" I. В октябре того же года, после капитуляции Японии, эскадрилью расформировали, а ее технику законсервировали. В мае 1946-го все автожиры официально сняли с вооружения и продали частным лицам, но практически все они более не поднимались в воздух.

В других странах было гораздо меньше автожиров типа С30А, чем в Великобритании. Единичные экземпляры испытывались или эксплуатировались в Бельгии, Югославии и Испании. Несколько машин приобрела шведская компания "Геликоптер-Флиг". Они довольно успешно работали в труднодоступных районах, в том числе и зимой.

В начале Второй мировой войны автожиры включили в состав морской авиации. Они патрулировали побережье Балтики и пролив Скагеррак, вели поиск плавающих мин и иногда уничтожали их, зимой доставляли продовольствие и медикаменты на вмерзшие в лед корабли. Часто винтокрылые аппараты использовали в спасательных операциях. Снежной зимой 1940-41 годов они совершали рейсы к отрезанным бездорожьем небольшим гарнизонам наблюдательных постов. За годы войны пилот Р. фон Бар налетал на автожирах 7000 часов и дважды вынужденно садился на воду. После окончания войны шведы купили еще несколько автожиров в Англии, включая один военный типа "Рота", на котором доработали хвостовое оперение.

Один автожир С30А приобрело в 1934 г. польское министерство коммуникаций. Его перегнал из Лондона в Варшаву по воздуху военный летчик подполковник Сташон. Автожир зарегистрировали как гражданский и направили для испытаний в Институт авиационной техники. Испытания показали, что машина пригодна для военных целей как разведчик и аппарат связи. Автожир показали на воздушном параде в Варшаве 14 сентября 1935 г.

Купленный С30А в 1936 г. передали ВВС. В 4-м авиаполку в Торуни сформировали подразделение автожиров, в котором собирались обучать пилотированию таких машин и отрабатывать тактику их применения. Предполагалось, что они заменят аэростаты и частично самолеты-корректировщики. Но отсутствие на С30А радиостанции делало его неэффективным в этом качестве.

После завершения войсковых испытаний автожир отдали торуньскому аэроклубу для пропагандистских целей. Последний раз его демонстрировали на празднике в Гдыне летом 1939 г. Затем началась война и аппарат уничтожили немцы.

Один С30А приобрели для изучения в Советском Союзе. В начале 1935 г. эта машина поступила в ОЭЛИД ЦАГИ. Там ее подвергли тщательному изучению и провели цикл летных испытаний. После этого в сентябре автожир передали в НИИ ВВС. Там С30А прошел полную программу государственных испытаний. Летал пилот А.А. Ивановский с различными летнабами - Шауровым, Никитиным и Шишкиным. Данные английского автожира сравнивались с результатами испытаний отечественного крылатого аппарата А-7. Последний специально создавался как военный и был сочтен лучшим. Позднее на С30А изучали различные аспекты поведения бескрылого автожира в воздухе в процессе подготовки к созданию отечественного аналогичного аппарата А-12.

Лицензию на С30А продали также в Японию, где фирма "Каяба" использовала ее при разработке конструкции собственного автожира, строившегося впоследствии малой серией и применявшегося во Второй мировой войне.






 ЛТХ:
Модификация   C.30A
Диаметр несущего винта, м   11.38
Длина, м   6.01
Высота, м   3.38
Масса, кг  
  пустого самолета   553
  нормальная взлетная   816
Тип двигателя   1 ПД Armstrong Siddeley Genet Major IA
Мощность, л.с.   1 х 142
Максимальная скорость , км/ч   177
Крейсерская скорость , км/ч   153
Практическая дальность, км   459
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Чертеж "Cierva C-30"
  Фотографии:

 Прототип C.30
 C.30 на испытаниях
 Британский C.30
 C.30 ВВС Чехословакии
 Испанский C.30
 Испанский C.30
 Немецкий C.30
 Чешский гражданский C.30
 Чешский гражданский C.30
 Британский C.30
 C.30 собранный в Германии
 C.30 собранный в Германии
 Британский C.30
 Британский C.30
 Британский C.30
 Датский военный C.30
 Польский C.30
 Польский C.30
 Шведский C.30
 Британский C.30A
 Аргентинский C.30A
 C.30P ВВС Испании
 Военный C.30A (Avro 671 Rota I)
 Avro 671 Rota I
 Avro 671 Rota I
 Avro 671 Rota I
 Avro 671 Rota I
 Avro 671 Rota I
 C.30 для Fleet Air Arm оснащался надувными поплавками
 Кабина C.30A

  Схемы:

 C.30
 Компоновочная схема

  Варианты окраски:

 C.30 Авиации ВМС Испании (с) TLM
 Польский гражданский C.30  (c) Kay Franz
 Шведский C.30 (с) TLM
 Немецкий C.30 (с) TLM
 Учебный Avro 671 Rota I
 Avro 671 Rota I ВВС Великобритании (с) TLM
 Avro 671 Rota I ВВС Великобритании (с) TLM
 C.30 ВВС Чехословакии (с) TLM
 C.30 ВВС Югославии (с) TLM
 Литовский C.30  (c) Kay Franz

 



 

Список источников:

Крылья Родины. Владимир Котельников. Автожиры Сиервы
В.Катышев. Создатель автожира Хуан де ла Сиерва
Максим Старостин. Все вертолеты Мира. Cierva C.30
Thomas Wilberg. The Virtual Aviation Museum. Cierva C 30
K.Munson. Helicopters And Other Rotorcraft Since 1907
AirMagazine No.3. Jose Fernandez. Les autogires la Cierva C.30
Air Enthusiast 2003-07-08. T.R.Hiett. Cierva's rotating wing
Aeroplano No.13. Jose Warleta. Juan de la Cierva Codorniu
Aviation History 2016-07. Bruce H. Charnov. Autogiros at War
Flugzeug Classic 2007-06. Heuschrecken
Andrzej Morgala. Samoloty wojskowe w Polsce 1924-1939
IWM.org.uk. Avro Rota I at Martlesham Heath


Уголок неба. 2020 



 

  Реклама: