C.40 - разведывательный автожир, разработанный инженером испанского происхождения Хуаном
де ля Сиерва (Cierva).
Последним реализованным проектом Сиервы стал
автожир С40. Еще с 1934 г. испанский инженер начал работать над системой
вертикального взлета, запатентованной впоследствии под названием "Автодинамик".
Лопасти ротора теперь могли менять угол атаки. Несущий винт перед взлетом
раскручивался двигателем до высоких оборотов при горизонтальном положении
лопастей, а затем механизм одновременно поворачивал все лопасти
относительно втулки. Так, что они устанавливались на необходимый угол
атаки. Автожир тут же совершал прыжок на пять-шесть метров вверх, за что
машины подобной схемы и назвали "прыгающими". В 1936г. втулку типа "Автодинамик"
опробовали на доработанном опытном образце С30, а затем на С30А. Этот
модифицированный автожир иногда именуют C30R Новый ротор поначалу страдал
вибрациями и потребовал длительной доводки.
Усовершенствованный и облегченный вариант новой втулки ротора внедрили
на серийном автожире С40. Он внешне был схож с С30А, но два члена экипажа
сидели бок о бок, обтекатель в верхней части пилона удлинили вниз, а
пространство между стойками остеклили, сделав кабину полузакрытой.
Существенно переделали основные стойки шасси. Горизонтальное оперение
лишилось поперечного V, а в вертикальном - ввели довольно большой по
площади руль направления. На автожире стоял французский звездообразный
мотор Сальмсон 9Ng мощностью 175 л.с. с тянущим двухлопастным деревянным
винтом.
Сиерва участвовал лишь в начальных стадиях проектирования С40. В
декабре 1936 г. он погиб в авиационной катастрофе - не при испытании
одного из своих автожиров, а в качестве пассажира обычного рейсового "Дугласа".
Опытный образец С40 вышел на испытания весной 1938 г. Облетывал его пилот
Р. Брай. Испытания показали, что летные данные существенно улучшились по
сравнению с С30А. Взлет и посадка нового автожира были почти вертикальны.
Серийный выпуск С40 осуществляла небольшая фирма "Одди, Брэдбери и Калл"
в Истлее, а окончательную сборку аппаратов вела "Бритиш эйркрафт
мэнюфэкчуринг компани" в Хэнуорте. Но построили всего девять С40.
Из них семь машин были заказаны в 1937 г. для Королевских ВВС.
Требования военных с самого начала учитывались в конструкции С40. Они
содержались в техническом задании 2/36, подготовленном штабом ВВС для
перспективного автожира. Предполагалось, что С40 заменят автожиры "Рота".
Пять С40 сдали военным в первой половине 1939 г. (два в январе и три в мае)
и еще два до конца года. В ходе войны эти автожиры использовались как
связные штабами Истребительного и Берегового командований ВВС, а также как
учебные. Иногда их привлекали и к калибровке радиолокаторов.
Один автожир списали после аварии в январе 1941 г., два разобрали на
запчасти осенью того же года. Два последних С40 дожили до 1944-го. В
сентябре их списали "как устаревшие". Фактически же причиной этого явилась
нехватка запчастей - слишком мала была серия.